Первый художественный фильм народов Черного континента

В фильме есть сцены, свидетельствующие о политической зрелости его автора. Например, один из подпольщиков портной Муссунда говорит пришедшим к нему студентам: «Нет ни черных, ни белых, есть только богатые и бедные». В другом месте фильма перед зданием тюрьмы, к которой пришла Мария в поисках Домингуша, играют черные и белые дети. Сара Мальдорор в символической форме подчеркивает общность их судеб.

Фильмы Мальдорор глубоки по мысли и экономны в выразительных средствах. Ее можно сравнить с бойцом, который, снимая фильм, выполняет задание и отчитывается за него перед зрителем. Обладая чистым, ясным и строгим стилем, Мальдорор посвятила себя одной идее – показать политическое освобождение африканских народов. Она делает это без пафоса, без нарочитой «художественности», твердой рукой, которую направляет страсть художника и борца.

Малиец Джибрил Куйят по пьесе, идущей в национальном театре, поставил полнометражный фильм «Черный флаг на юге континента» (1975). Действие происходит в ЮАР в среде шахтеров. Один из их товарищей убит полицией якобы за оскорбление белой женщины. Обстановка накалена. Африканец учитель призывает людей выразить свое горе не в плаче, а в борьбе и сообща выработать ее программу. Учителя арестовывают и приговаривают к публичному повешению. Картина заканчивается восстанием: мужчины, женщины, дети уходят в партизаны.

Это первый художественный фильм, засвидетельствовавший солидарность народов Черного континента со своими братьями на юге материка.

Судя по сообщениям печати о планах некоторых режиссеров, антиколониальная тема продолжает интересовать их, но уже в плане историческом, как способ утверждения национального самосознания. У. Сембен, много лет готовившийся к постановке эпопеи о Самори, возглавившем в прошлом веке восстание против колонизаторов, одновременно заявил автору этих строк: «Я считаю, что больше не к чему нападать на колониализм, потому что колониализм мертв… Это снотворное, которое служит для того, чтобы помешать нам осознать современную реальность, сегодняшние задачи борьбы. Настоящий враг – иностранный неоколониализм и особенно местная буржуазия, которая в главных вопросах часто заодно с неоколониализмом».