Первый габонский полнометражный художественный фильм

Образ гриота-сказителя – певца, музыканта, поэта нередко присутствует и в фильмах, не связанных с устной традицией, имеющих современную кинематографическую форму. В «Ниайе» (1964) У. Сембена, показывающем разложение патриархальной общины, действие начинается с того, что, сидя под деревом на сельском пляже, певец-гриот вспоминает и рассказывает историю. Он сам был ее свидетелем, имя убийцы вождя племени было известно лишь ему. Не в силах после этого оставаться в деревне, испытывая отвращение к тому, что произошло, он отправляется в далекие края, чтобы поведать в своих песнях о людской низости.,

При дальнейшей эволюции, творческой трансформации устной традиции и народно-поэтических мотивов связь между фольклором и кино порой трудно уловима. Народная традиция бывает внутренне переработана, творчески развита, обогащена современным опытом. Но народные истоки экранных образов все же ощущаются.

В основе художественного короткометражного фильма Тимите Бассори «На дюнах одиночества» (1964) лежит легенда о сиренах, но действие происходит в наши дни. Молодой человек прогуливается с девушкой. Несмотря на ее сдержанность, завязывается разговор. Рождается дружба, которая могла бы перерасти в любовь. Но девушка неожиданно исчезает. Позже молодой человек увидел ее лицо в море. Автор пытался объединить в фильме повседневное с фантастическим, как это часто встречается в африканском фольклоре.

Первый габонский полнометражный художественный фильм «Куда ты идешь, Кумба?» (1971), поставленный французом Аленом Феррари и габон цем Симоном Оже, по форме напоминает традиционную африканскую сказку, герои которой обычно странствуют по миру и познают жизнь. Главный герой ходит по деревням в поисках заработка, чтобы собрать деньги на приданое сестре. Этот прием позволил авторам дать красноречивые жанровые сценки современного габонского общества.