Оторванный от мира привычных представлений

В картине «И снега больше не было…», как мы говорили, герой (находящийся по Фанону на второй стадии) возвращался к истокам, к забытым им традициям и, казалось, бесповоротно осуждал тот образ жизни, который принесла с собой западная цивилизация.

В следующем фильме А. Самба «Коду» (1971) проблема уже не столь упрощена. В первом своем фильме автор хотел «затеряться в народе», и это ему не удалось. Нужно было искать другой путь. Во второй картине он не призывает безоговорочно принимать ни бетонные шоссе европейской цивилизации, ни заболоченные тропинки так называемого возврата к истокам. Он лишь всерьез ставит проблему и призывает задуматься над ней.

«Коду» – красноречивая аллегория, рассказывающая о душевных и физических муках, выпавших на долю девушки и вызванных требованиями противоположных культур. Коду – это имя девушки, подвергшей себя традиционному обряду татуировки вокруг губ. В самый разгар церемонии, в то время, когда пожилые женщины, прошедшие черед подобный обряд много лет назад, подбадривают ее своими песнями, Коду убегает. То ли из чувства протеста, то ли потому, что не смогла выдержать боли. Это не только нарушает освященные веками правила, запрещающие прерывать обряд, но и оскорбляет тех, кто искренне верит в необходимоть соблюдать традиции. Над ней насмехаются подруги, встретившие ее у фонтана, куда она пришла за водой. Даже самые близкие родственники отворачиваются от нее. Коду чувствует себя парией. Оказавшись в изоляции, преследуемая, она в конце концов сходит с ума.