Осветительное оборудование

При цветных съемках применяют осветительные приборы направленного света, а также приборы с большой площадью светящейся поверхности, создающие наряду с направленным рассеянный свет.

Для получения направленного света используют осветительные приборы с рефлекторами малого размера. Чтобы увеличить долю рассеянного света по сравнению с направленным, применяют рефлекторы большого размера или же перед осветительными приборами устанавливают рассеивающие сетки и экраны. Чем больше площадь рефлектора или светорассеивающего экрана, тем больше рассеянного света и меньше направленного.

Светорассеивающие сетки изготовляют из марли, а светорассеивающие экраны — из матированных пластмассовых листов.

Чтобы достичь цветотеневого освещения, при котором наиболее освещенные участки и тени имеют различный цветовой оттенок, применяют зонально окрашенные прозрачные и матированные экраны и сетки. Центральную часть сетки окрашивают в красный, а внешнюю часть — в зеленый цвет. Или же центральную часть окрашивают в холодный цвет (синий, голубой или зеленый), а внешнюю— в теплый (красный, оранжевый или желтый).

Для подсветки теней используют светоотражающие экраны, покрытые разноцветной фольгой или окрашенные в светлые холодные или теплые тона. Светоотражающие экраны, покрытые фольгой, образуют направленный свет. Для того чтобы такие экраны создавали менее контрастные тени с нерезкими границами, на них наклеивают мятую фольгу, образующую неровную рифленую поверхность. Чтобы получить теплые оттенки в подсвечивающих участках объекта, используют экраны с золотистой фольгой, а для получения холодных оттенков в тенях применяют экраны с серебристой фольгой.

Дополнительную подсветку можно также осуществлять более рассеянным светом, отраженным от какого-либо светлого предмета, ширмы, занавеси или просто от листа белой бумаги, близко расположенного к фотографируемому лицу.

В качестве источника света с большой площадью светящейся поверхности используют так называемые рамы общего света, которые состоят из ряда ламп накаливания. В других случаях применяют ряд одновременно включающихся электронно-импульсных ламп, каждая из которых включается с помощью фотоэлемента, регистрирующего свет основной лампы, подключенной к аппарату.

Фотографу приходится работать в различных условиях, и в зависимости от имеющихся у него осветительных приборов изобразительные возможности существенно меняются.

В спортзалах, бассейнах и в других подобных помещениях фотограф не имеет возможности разместить осветительную аппаратуру. Поэтому в таких случаях съемку производят, как правило, при естественном освещении на цветную пленку, предназначенную для дневного света. При этом для подсветки теней и рассеяния прямого солнечного света, если есть возможность, используют естественные отражатели солнечного света, например свет, отраженный от стен и потолка.

Наиболее разнообразные по цветотеневому построению изображения можно получить в специально оборудованных помещениях и фотоателье. Здесь должно быть обеспечено удобное управление источниками света, их включение и перемещение.

В фотоателье должны находиться светоотражающие экраны, покрытые серебристой или золотистой фольгой, а для создания искусственного фона — различные по цвету занавеси. Если в распоряжении фотографа в этом помещении имеются осветительные приборы рассеянного и направленного света, то изобразительные возможности цветной съемки существенно расширяются. Регулируя площадь светящейся поверхности источника, можно не только изменить контраст и протяженность светотени, но и резкость границы тени.

При наличии осветительных светофильтров и светорас-сеивающих сеток, окрашенных в разные цвета, удается менять цветовые соотношения первого и второго плана, а также цветотеневые контрасты на первом плане.