Освещение репродуцируемых объектов

Репродуцирование цветных живописных произведений производят, как правило, с электрическим освещением, которое стабильно по спектральному составу. Однако возможны варианты съемки цветных оригиналов с рассеянным и направленным светом, с использованием и без использования светофильтров.

Цветные диапозитивы в проходящем свете фотографируют при равномерном рассеянном свете, например на фоне яркоосвещенного листа белой бумаги. Причем диапозитив помещают в рамку, которая ограничивает поле изображения, не допуская прямого света от источников освещения и белой бумаги в объектив фотоаппарата. Репродуцирование непрозрачных оригиналов, в том числе цветных снимков, изготовленных на фотобумаге, производят, как правило, при рассеянном отраженном свете.

Для равномерного освещения оригиналов применяют несколько источников света, которые размещают симметрично относительно центра картины и на равном расстоянии от ее центра. Это расстояние обычно в 1,5 — 2,0 раза больше ширины картины. Источники света должны быть одинаковыми по конструкции отражателей, по количеству и мощности ламп. Чтобы равномернее осветить картину, лампы следует располагать ближе к линии съемки, однако для устранения бликов и рефлексов эти лампы приходится приближать к плоскости картины. Поэтому в каждом конкретном случае ищут компромиссное решение, добиваясь одновременно равномерности освещения и отсутствия бликов. Например, для освещения картин используют два одинаковых источника с 3—4 лампами, установленными в раме с большими по площади рефлекторами (диаметром 20—30 см). При применении зеркальных ламп рефлекторы не требуются.

Для точного цветовоспроизведения репродуцируемых картин спектральный состав освещения должен соответствовать тому, на который сбалансирована цветная пленка. Поэтому при съемке с лампами накаливания на пленку типа ДС применяют компенсационный светофильтр. Изменение освещенности регулированием напряжения не допускается. Для достижения высокой резкости изображения вместо съемочных компенсационных светофильтров следует применять осветительные компенсационные светофильтры большого размера.

При репродуцировании крупных картин возникает опасность появления бликов не только от источников света, но также от близко расположенных освещенных объектов. Поэтому съемку картин большого размера следует производить с поляризационными осветительными и съемочными светофильтрами. Применением таких светофильтров удается не только устранить блики, но и за счет уменьшения многочисленных цветных микрорефлексов несколько повысить четкость изображения.

Поляризационные осветительные светофильтры устанавливают непосредственно перед источниками направленного света, а съемочный поляризационный светофильтр — перед объективом съемочной камеры. Выбор наилучших поворотов всех трех поляризационных светофильтров производят в следующем порядке: сначала включают осветительные приборы с одной стороны картины, и установленные перед ними светофильтры поворачивают до тех пор, пока блики не станут минимально видимыми. После этого поворачивают съемочный светофильтр, расположенный перед объективом, пока блики совсем не исчезнут. Затем включают источники света, установленные по другую сторону картины, а первые — выключают. Вращением осветительных поляризационных светофильтров у включенных приборов добиваются возможно более полного устранения возникших бликов. При использовании такого комплекта поляризационных светофильтров экспозицию приходится увеличивать в 20—30 раз.

Контроль яркости производят после установления окончательного положения компенсационных поляризационных светофильтров. Для этого экспонометр располагают около съемочной камеры за выбранным светофильтром.