Особенность африканского кино

Общее в африканском кино имеет и эстетическую и идеологическую стороны. Эстетическую – потому что у африканских культур много общих выразительных средств. Красноречие африканского искусства – краткое и по внешним признакам – простое. Оно строится на намеках, символах и аллегориях, несложных по форме, но дающих возможность размышлять. Африканские маски со скупыми линиями и самыми общими очертаниями, на первый взгляд, кажутся пластически примитивными, бедными по фантазии, но глубокое изучение открывает ,их рассчитанную симметрию, движение и богатство символов.

Устная традиция – оказывает колоссальное влияние на нарождающееся африканское кино. Нигерийская картина «Жатва Конги» – современный политический фарс, но кажется, что он перенесен на экран из народного театра. Народные сказки определили стиль и характер сенегальских фильмов «Дьеге-Би», «Карим», «Для тех, кто знает» и формой рассказа, и характерами персонажей, и морализмом. В африканских легендах всегда есть мораль, как в баснях Крылова. В народных представлениях зрители считают нормальным, когда авторы, комментируя действие, морализируют, наставляют, советуют. Отсюда дидактизм, воспитательный характер большинства африканских фильмов. Кино заменяет людям книги и учебники. (Вспомним слова У. Сембена о том, что «кино – вечерняя школа Африки».) Почти у каждого фильма есть своя, точная и конкретная дидактическая программа.

Особенность африканского кино заключается и в том, что в нем нет профессиональных киноактеров. В фильмах играют сами режиссеры, крестьяне из деревень, где снимаются картины, рабочие, служащие учреждений. Если итальянские неореалисты, утверждая свой метод, искали для съемок людей «с улицы», то в африканском кино это неизбежность, вызванная нерегулярностью кинопродукции и как следствие отсутствием профессиональных актеров. Усман Сембен считает это достоинством африканского кино, говоря, что профессионалы хороши в ролях гангстеров и королей, но не умеют играть обыкновенных людей.