Основной метод

Во-вторых, в примере, как в капле воды, отражается основной метод решения в киномузыке Петрова задачи «квадратуры круга»: достижение оригинальности путем небанального сочетания банальных интонаций. Последовательных проведений трезвучного и секундового мотивов можно найти сколько угодно. Но помещение «интонации вздоха» внутрь фанфарного мотива в условиях мажора и маршевого ритма встречается, видимо, довольно редко. Во всяком случае, я не смог вспомнить прецедента.

В-третьих, пример 4 проливает свет на особый характер комизма, присущий киномузыке Петрова. Снижающий, комедийный грим (такой тип грима, естественно, преобладает в музыке к комедийным фильмам) в ней, как правило, не приводит к пародии или карикатуре. Пародирование бытового жанра, весьма часто встречающееся в музыке XX века, обычно связано с резким искажением одних его признаков при ясной сохранности других. Типичный пример находим у раннего Шостаковича:

Здесь четко воспроизводится характерная фактура духового оркестра, начинающего играть маршевое трио. Искажаются же мелодия и гармония: оркестр явно фальшивит. Кричащее противоречие между стереотипными фактурой и ритмикой, с одной стороны, и решительно уклоняющимися от стереотипа мелодией и гармонией – с другой, создает эффект едкой карикатуры на бытовой жанр. Общее звучание Прелюдии си минор, откуда взят пример, не оставляет сомнений: музыка Шостаковича саркастически

обрисовывает здесь какую-то чужую музыку и беспощадно смеется над ней.