Оптических плотностей негатива

Интервал оптических плотностей негатива наиболее точно измеряют денситометром, что недоступно в условиях работы фотолюбителя. Его величину также можно вычис­лить и по минимальной и максимальной яркостям нега­тивного изображения на экране фотоувеличителя, для чего необходим специальный экспонометр, отсутствую­щий в продаже.

Фотолюбитель же этот параметр негатива может опре­делить только визуально или путем расчетов. Опытный делает это с достаточной для практики точностью визуаль­ным осмотром негатива. Начинающий обычно испытывает в этом затруднение, которое устраняется, если руковод­ствоваться нижеследующим.

1. Необходимо учитывать характер градации тонов негативного изображения. Если приращения оптических плотностей почернений (Ad) незначительны и негативное изображение состоит из большого числа почернений — широкой шкалы тонов, то визуальный контраст негатива будет меньше по сравнению с сенситометрическим. При большом Ad негативное изображение слагается из малого числа почернений, т. е. имеет узкую шкалу тонов, отчего визуальный контраст негатива будет больше сенситомет­рического. Чтобы избежать подобных ошибок в определе­нии ADe,\ рекомендуется оценивать контраст негатива с помощью маски, закрывающей промежуточные почер­нения н оставляющей открытыми только максимальную и минимальную плотности.

2. При съемке на негативных фотоматериалах, осо­бенно на фотопленке, основным фактором, определяющим величину интервала оптических плотностей почернений негатива при рекомендованной рецептом продолжитель­ности проявления, является интервал яркостей объекта. Поэтому, в соответствии с классификацией интервалов яр­костей объекта, приведенной в табл. 6, негативы по ин­тервалу оптических плотностей можно разделить на шесть групн. К первой группе относятся негативы с очень не­большим интервалом оптических плотностей, к шестой — с чрезмерно большим. Между ними лежат промежуточные значения.

Когда интервал плотностей негатива визуально уста­новлен, рекомендуется проверить по формуле 17, был ли он определен относительно правильно или с грубой ошиб­кой. Делается это так.

Примеры: 1. В полдень ясного солнечного лет­него дня сфотографирован на фотопленке открытый пей­заж с большим участком неба. В этот час его освещен­ность будет наибольшей, поэтому, согласно табл. 5, ин­тервал его яркостей можно принять равным 1,47. Из-за светорассеяния контраст оптического изображения будет, согласно табл. 7, уменьшен до 1,47×0,6 = 0,88. Фото­пленка проявлялась в нестандартном выравнивающем проявителе. Продолжительность проявления — мини­мальная из указанных в рецепте, что исключает получе­ние максимального значения коэффициента контрастности.

Предположим, что негатив проявлен до какой-то гам­мы, лежащей между 0,6 и 0,8. Гамма 0,6— минимальная, при которой качество негатива еще остается удовлетво­рительным, а гамма 0,8— максимально достигаемая за выбранное время проявления.

Подсчитаем по формуле 17 возможную величину ин­тервала оптических плотностей данного негатива для этих двух гамм. В первом случае ADer =0,6-0,88=0,52, во втором ADeT =0,8-0,88 = 0,70. Истинное значение AZ)l,Ci лежит между этими двумя величинами.

Находим по табл. 15 полезные интервалы экспозиций фотобумаги, равные точно или приблизительно указан­ным выше значениям интервала плотностей негатива. Для ADcr =0,52 соответствующий полезный интервал экспозиций  имеет  бромосеребряная  полуматовая  фото­бумага № 6, а для Д#нсг=0,7— бромосеребряная матовая фотобумага № 5.

Сделав пробу на фотобумаге № 5 и № 6, выбираем луч­шую для данного негатива.

Предположим, что бромосеребряная иолуматовая фото­бумага .V 6 дает наилучший фотоотпечаток. Тогда, поль­зуясь табл. 16 и формулой 38, легко определить, до какой гаммы проявлен негатив. Средний градиент этой фотобу­маги равен 2,07, следовательно:

Y„er = ^ = 0,77.

Таким образом, все 36 негативов на этой фотопленке проявлены до гаммы 0,77.

2.  На той же фотопленке примерно в одинаковых условиях освещения снято темное здание на фоне неба, которое занимает небольшой участок на кадре. Интервал яркости такого сюжета по табл. 5 составляет 2,3, а с учетом потери контраста: 2,3×0,6 = 1,38. Так как этот негатив проявлялся то же время, что и первый, то его гамма также равняется 0,77. Однако интервал оптических плотностей
негатива из-за большого интервала яркостей объекта будет выше, чем у негатива в первом примере. Он равняется

AZHtr = 0,77-1,38 = 1,06.

Для негатива с AZ)er=l,06 соответствующий полез­ный интервал экспозиций имеют хлоробромосеребряные полуматовые фотобумаги № 4. Только на фотобумагах «Бромпортрет» и «Контабром» № 4 получится позитив от­личного качества. Можно также печатать на бромосеребря­ной особоглянцевой фотобумаге № 4, но качество фото­снимка будет несколько ниже, чем в первом случае.

3.  Рассмотрим теперь третий негатив, полученный на той же фотопленке и представляющий собой снимок моста, через арки которого видна ярко освещенная даль. Согласно табл. 5, интервал яркостей у такого сюжета равен 4,
а с учетом потери контраста из-за светорассеяния в фотоаппарате: 4×0,7 = 2,8. Гамма проявления негатива также равна 0,77.

Следовательно, интервал оптических плотностей не­гатива

Д£нег = 0,77-2,8 = 2,15.

Для этого значения ADHcr нет подходящего по величине полезного интервала   экспозиций   фотобумаги. Поэтому даже при печати на глянцевой хлоробромосеребряной фотобумаге № 1 нельзя воспроизвести на фотоотпечатке всю шкалу тонов негатива.

Выше было указано, что наибольшее значение для ка­чества негатива имеют детали в светах, поэтому выдержка при печати с данного негатива должна быть такой, чтобы обеспечить проработку возможно большего числа дета­лей в светах изображения за счет их уменьшения в тенях.

4. На другой фотопленке в туманный день сфотографи­рован осенний пейзаж без переднего плана. Его интервал яркостей по табл. 5 равен 0,47, а с учетом потери контраста составит: 0,47×0,9 = 0,42. Поскольку объект съемки очень малоконтрастен, фотопленка проявлялась до максималь­ного коэффициента контрастности,  равного 1,1.  Чтобы

получить такую гамму, продолжительность обработки фотопленки в проявителе Л» 2, указанная на упаковке, была увеличена на 25°и. В этом случае интервал оптичес­ких плотностей негатива равняется Д#нег=0,42 • 1,1 = 0,46 и для него подходят псе бромосеребряные и х.торосеребря-ные особоглянцевые фотобумаги ЛЙ 7.

Когда желательно придать изображению на фотоот­печатке более «туманный» вид, то надо уменьшить его кон­траст, для чего печатают на фотобумаге № 6.

Производя описанные работы, рекомендуется:

Гамму проявления фотопленки находить по негативу с небольшой оптической плотностью и со средним значением интервала оптических плотностей. Затем с помощью най­денной уНСГ определить АОнег у остальных негативов, име­ющихся на фотопленке.

Поскольку такой способ недостаточно точен, то нахо­дят унег у трех негативов, градационные параметры ко­торых идентичны, и берут среднее их значение.

Если одна гамма проявления значительно отличается от двух других, то ее не учитывают. Расхождение обыч­но вызвано тем, что фотобумага была подобрана к нега­тиву без соблюдения правила L =ADmr. На возможность такого случая указано на стр. 181.

Затем не надо пользоваться для определения Yuer негативами, на которых сняты объекты с большим ин­тервалом яркостей, так как в этом случае вместо унег будут найдены  значения #нег.

Если нежелательно делать математические расчеты, то подбор фотобумаги к негативу можно производить по табл. 18. Не все фотоотпечатки, полученные по ее данным, будут отличными. Однако она позволит фотолюбителю избежать грубых ошибок при подборе контрастности фотобумаги к интервалу оптических плотностей негатива и, следовательно, сократить число проб.