Официальные ленты государственных служб

В Ташкентском смотре 1976 года участвовало рекордное для международных кинофестивалей число стран Африки- тридцать четыре. В дни Московского кинофестиваля 1965 года французский киновед Жорж Садуль писал на страницах «Правды»: «Африканское кино – самое молодое в мире. Оно делает свои первые шаги в очень трудных условиях. Но можно не сомневаться, что в последнюю треть XX столетия к нам придут из Африки глубоко национальные талантливые произведения». Это предсказание сбывается. Кино – оружие колонизаторов и неоколониалистов становится в освобожденной Африке орудием утверждения национальной культуры, ее защиты от вырождения и империалистического подавления.

Разумеется, говоря об африканском кино, мы не имеем в виду официальные ленты государственных служб, иллюстрирующие путешествия президентов, их присяги, митинги, конгрессы правящих партий, церемонии выпусков жандармских и полицейских школ, военные парады, смену караулов, показывающие, правящие династии и их родственников. Говоря об африканском а кино, мы имеем в виду прежде всего тех кто называет себя «партизанами кинопленки», кто ищет вдохновение в гуще народной жизни, среди трудового народа, знающего или чувствующего, что ничто не переменится в его жизни без борьбы. Мы имеем в виду искусство новое, набирающее силы, стоящее в первой шеренге политической борьбы и культурного возрождения.

Проблема заключается в том, насколько глубоко удастся интегрировать кино в традиционный африканский мир и сегодняшнюю африканскую действительность, насколько удастся совместить опыт современного мирового кино и культурное наследие Африки. Испытывающие пока колоссальные экономические и технические трудности, африканские кинематографии несут в себе зародыши неминуемого расцвета. Совсем не за горами то время, когда африканское киноискусство прочно станет на свою национальную основу – не ту, которая питала традиционное искусство и вместе с ним безвозвратно ушла в прошлое, а ту, которую являет собой африканская действительность, оплодотворенная соприкосновением с жизнью и культурой других народов.