FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Нижний свет

Нижний свет

Нижний свет

Кто в детстве не пугал товарищей, поднося ночью зажженный фонарик к своему подбородку? Такие детские страшилки основаны на эффекте нижнего света. Все непривычное настораживает, вызывает негативные эмоции, в лучшем случае вопрос: Что бы это значило? Люди привыкли, что солнце наверху, земля внизу, небо наверху, океаны и моря внизу. Привычным кажется и светораспределение сверху вниз. Верхние плоскости объектов освещены, тени стремятся к земле. Это так естественно, что в большинстве случаев мы не задумываемся над освещением и не анализируем его. Так должно быть, и все. Как только распределение света и тени на объекте меняется на противоположное, внимание наблюдателя сосредоточивается на непонятном.

Свет идет снизу и гонит тени наверх. Начинается поиск причинно-следственных связей. Эта операция может быть непроизвольной, может быть осознанной. Что является источником такого странного освещения?

Если источник света обусловлен — отблески костра, свет от напольного светильника и т. п., — восприятие возвращается в привычное русло. А вот если источник нижнего света неопределенный (то есть его не видно в кадре) или выдуманный — неопределенной окажется и реакция наблюдателя.

Процессы зрительного восприятия протекают таким образом, что прежде всего будет напрашиваться наиболее простое объяснение, соответствующее предшествующему визуальному опыту. Здесь можно говорить о штампах: солнце наверху — земля внизу — это штамп.

Кстати о штампах. Эффект нижнего света в портрете используется как штамп — чтобы создать образ плохого человека, особенно в кинематографе. В период расцвета черно-белого кино, если героя освещали снизу, ничего хорошего от него зрителю ждать не приходилось. Причем нижний свет не всегда мотивировался, он мог быть использован и с чисто формальной позиции, как пластическая характеристика отрицательного персонажа. Этот прием успешно используется и по сей день.

Нижний свет — это тайна. Это некая драматическая, а порой и трагическая история, рассказанная яркими световыми пятнами и глубокой тенью, — и все это вопреки привычному зрительному восприятию.