Неуравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

Затаив дыхание, следим мы в цирке за движениями канатоходца под куполом. Один неверный шаг, хрупкое равновесие будет нарушено.

Можно привести много других примеров, за ними не придется далеко ходить: с первых месяцев жизни человек учится балансировать в пространстве — сначала держаться на своих ногах, потом кататься на велосипеде.

Отсутствие равновесия привлекает и останавливает наше внимание.

Изображение пространства и его взаимоотношение с элементами композиции зачастую выходит за рамки штудий.

Как много свободного пространства в кадре надо оставить? Этот на первый взгляд простой вопрос вполне может оказаться философским.

Находя соотношения элементов в картинной плоскости, стремясь привести композицию к условному равновесию, фотограф заполняет пустое пространство, неинформационную часть.

 

Неуравновешенная композиция

 

Неуравновешенная композиция

 

При таком подходе пространство выступает как нечто лишнее, мешающее гармоничному восприятию целого. По сути идет борьба с пространством, и здесь оно рассматривается как плоскость. Преодоление плоскости кадрированием, удачно выстроенной перспективой и т. п. и будет актом создания выразительно-смыслового целого.

А если не бороться? Если работать с плоскостью как с пространством, а не наоборот?

Многое зависит от сочетания масштабов в изображении. Если нет резкого противопоставления в масштабах фигуры и незаполненной свободной   плоскости,   то  такая плоскость рассматривается как фон в полном смысле этого слова и выполняет вспомогательную функцию. Фон заполняется элементами композиции, он может иметь пространственную глубину посредством определенного расположения и взаимоотношения фигур на нем, он может быть обрезан или продлен, но прежде всего это плоскость, не имеющая самостоятельного значения.

Противопоставляя фигуру и плоскость, фотограф добивается эффекта превращения плоскости в пространство, которое не требует дополнительных элементов композиции для выявления смысла произведения. Само пространство становится смыслообразующим элементом.

Насколько большой должна быть площадь свободного пространства в кадре относительно площади, заполненной изображением, будет зависеть от многих факторов: прежде всего от идеи, которую воплощает изображение, от стиля жизни автора (а жизнь автора в ее многообразии отражается во всех композициях, можно сказать: «Как живу, так и снимаю»), от багажа знаний, от того, насколько развито у автора «чувство композиции», — во всяком случае, с линейкой и циркулем к решению этой задачи подходить не рекомендуется.

Описание неуравновешенной композиции может выглядеть так: это композиция, в которой основной (сюжетно важный) элемент смещен относительно центра кадра. Чтобы уравновесить композицию, необходимо в противоположной части кадра на втором плане поместить какой-либо другой элемент.

 

Неуравновешенная композиция

 

Эдгар Дега. «Площадь согласия». 1876. Холст, масло. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

Неуравновешенная композиция

 

Поль Гоген. «Отверженные». Автопортрет с профилем Бернара. 1888. Холст, масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам

 

Неуравновешенная композиция

 

 

Неуравновешенная композиция

Неуравновешенная композиция

ИЗ МОИХ ЛЕКЦИЙ В ФОТОШКОЛЕ «ФОТОГРАФ» ВГИК-ФОТО

ВОПРОС С МЕСТА: Так что же первично: структура, в частности схема композиции, — или мои чувства и идеи? И потом, вы говорите, мол, как живу, так и снимаю, а если я принял пивка, это непосредственно отразится на фотографии?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Начну со второго вопроса. Да, может непосредственно отразиться на фокусировке изображения. Есть реальный шанс получить нерезкую фотографию. Если же говорить серьезно, то по фотографии, сделанной вами, можно составить ваш психологический портрет. И есть специалисты в этой области.

Теперь о первичности. Конечно, чувства и идеи первичны. Это то драгоценное и хрупкое, без чего невозможно представить творчество. Но красивый сам по себе бриллиант требует соответствующего обрамления, которое подчеркнуло бы уникальную форму и игру света в гранях камня. Так же с чувствами и идеями: им нужна соответствующая композиционная форма, которая оттенила бы и выпукло представила вибрацию чувств и новизну идеи.

ВОПРОС С МЕСТА: Простите, но получается, что мы обречены всю жизнь топтаться между центральной и еще какой-то композицией. Это какая-то фабрика! И потом, как я могу на съемке думать о схемах, когда надо снимать?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: В смысле фабрики как производственного процесса вы абсолютно правы. Работа фотографа обусловлена производственным циклом, ограниченным временными рамками. В этот цикл входят и творчество, и технологии.

Тем не менее «топтаться» не надо, в сочетании же «всю жизнь» перспектива выглядит совсем мрачно. Надо находить нечто новое в устоявшихся композиционных формах. И это новое будет заключаться в том, как лично вы развиваете выстраданный сюжет, например, в классической центральной композиции.

В ваших руках достаточно изобразительных средств, чтобы в пред найденном создать новое. Тому пример иконописцы. В светской живописи вся история живописи — пример изменения у художников отношения к цвету при сохранении консервативных композиционных схем. Конечно, если вам удастся найти, создать, выдумать совсем новую композиционную схему, мы все придем на презентацию. Но спустя совсем непродолжительное время после премьеры ваша схема превратится в такую же рутину, как и ее предшественницы, и из нее будут пытаться вырваться все следующие поколения фотографов.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..