Нетривиальные марши

Целям музыкального бытового обслуживания (не побоимся ни этого выражения, ни того, что будет сказано далее) могут удовлетворять и на практике удовлетворяют сочинения вполне банальные, но профессионально крепкие. Ведь не обязательно танцевать  только под нешаблонную музыку, приветствовать победителей соревнований непременно оригинальным тушем или шагать в строю исключительно под нетривиальные марши. Во всех названных случаях вполне достаточно, чтобы музыка соответствовала эмоциональной ситуации данного житейского момента, выполняла необходимые «технические условия» жанра и была бы грамотно написана,- попросту говоря, хорошо бы звучала.

Новизна же и печать индивидуального авторства для бытовой музыки в принципе вторичны и, так сказать, факультативны. Более того: бытовой жанр вступает в противоборство с автором, намеренным проявить в нем неповторимость своей творческой личности. Жанр диктует отбор уже многократно испытанного интонационного материала, типовых ритмических и композиционных формул, жанр активно сопротивляется ломке своих старых и жестких правил (у него есть на то основания: правила порождены и проверены жизнью). Если побеждает жанр, то под гнетом шаблонности гибнет индивидуальность автора, если же верх берет авторское стремление к оригинальности, то гибнет жанр или, по крайней мере, перестает существовать в качестве бытового (известно, что далекие от банальных интонаций марши Прокофьева, написанные для массовых духовых оркестров, не закрепились в их репертуаре и были вытеснены стандартными, порой очень добротными капельмейстерскими изделиями).