Негатив ма,гоконтрастный с незначительной общей плотностью.

 Глубокие его тени прозрачны, тени слегка проработаны, а сильные света по сравнению с ними имеют большую оптическую плотность. Поэтому деталей в глу­боких тенях мало, в тенях — больше, а в сильных светах они достаточно проявлены (категория И/1, рис. 34).

Фотографы такой негатив называют «прозрачным».

Подобный негатив, во-первых, получают при незначи­тельной недодержке во время съемки. В этом случае изобра­жение строится почернениями не только в области недодер­жек кривой почернений, но и почернениями начала прямо­линейного ее участка, особенно если фотографируют объект с небольшим интервалом яркостей. Яркости объекта, почернения которых на негативном изображении лягут в область недодержек, будут «сжаты» и передадутся иска­женно. Только некоторое число значительных яркостей объекта, дающих почернения в начале области пропорцио­нальной передачи, будут правильно воспроизведены на негативе.

Во-вторых, среднее недопроявление нормально экспо­нированного фотоматериала даст такой же негатив при съемке объекта с небольшим интервалом яркостей: осен­него пейзажа в пасмурную погоду, пейзажа в туманное утро и т. п.

Рекомендации. 1. Негатив, полученный из-за недо­держки при съемке, исправляют усилением, но только в том случае, если с оригинального негатива подбором фотобу­маги нельзя получить удовлетворительный фотоотпечаток.

2. Недопроявленный негатив может быть улучшен обра­боткой в сверхпропорциональном усилителе.

2. Негатив малоконтрастный с большой общей плот­ностью. По внешнему виду он мало отличается от негатива, изображенного на рис. 32. Однако деталированность изо­бражения у него несколько лучшая (категория 11,2, рис. 35).

Фотографы такой негатив называют «плотно-вялым».

Негатив этой категории получают, во-первых, при сред­ней передержке, когда помимо области передержек кривой почернений для построения изображения используется и часть ее прямолинейного участка. Во-вторых, если пере­проявляют нормально экспонированный фотоматериал, на котором снят малоконтрастный объект. В этом случае интервал плотностей почернений негатива уменьшается вследствие образования вуали. И в-третьих, из-за незна­чительной засветки фотоматериала при обработке, кото­рая возникает, если используют для освещения фотолаборатории выцветший светофильтр или светофильтр, несоот­ветствующий спектральной чувствительности фотома­териала.

Рекомендации. 1. Слабо передержанный негатив можно печатать без исправления с продолжительной выдержкой, правильно подобрав к нему фотобумагу. Если сделать это не удается, его улучшают обработкой в ослабителе с мар­ганцовокислым калием или с двухромовокпслым калием.

Особенно хорошие результаты дает отбеливание методом голокопии (см. § 48). 2. Перепроявленный и слабо засве­ченный негатив исправляют обработкой в одном из поверх­ностных ослабителей (см. § 15).

Негатив нормального контраста. По внешнему виду он бывает несколько различен, в зависимости от того, получен он на фотопленке общего назначения или на «мягких» фотопластинках, а именно: у первого негатива интервал оптических плотностей немного меньше, чем у второго. Это объясняется тем, что фотопленку проявляют до Трек =0,8, а «мягкие» фотопластинки — до урек
=1,0. По проработке деталей и гармоничности изображения такие негативы идентичны. В случае съемки объекта со средним (нормальным) интервалом яркостей их общая плотность может быть небольшой, если выдержка рассчитана на ис­пользование нижней части прямолинейного участка кривой почернений (категория III/1, см. рис. 24), и повышенной,

когда изображение построено почернениями верхней его части (категория III 2, см. рис. 25).

Фотографы называют негатив на рис. 24 «нормальным», а на рис. 25— «сочным».

Рекомендация. Негативы категорий III/1 и III/2 непосредственно пригодны для печа-т и   фотоснимков.

Негатив контрастный плотный. Он имеет повышенный интервал оптических плотностей, градация тонов  резко выражена, а детали на всех частях изображения хорошо проработаны (категория IV/1, рис. 36).

Фотографы такой негатив также называют «контраст­ным».

Его получают, когда фотографируют с правильной вы­держкой контрастный сюжет на фотопленне или сюжет нормального контраста на «контрастной» фотопластинке, которые проявляли до гаммы, несколько меньшей реко­мендуемой. Поскольку коэффициент контрастности у фото­пластинки больше, чем у фотопленки, то интервал опти­ческих плотностей почернений у пластиночного негатива будет выше, чем у пленочного.

Рекомендация. Контрастный негатив чаще всего непо­средственно годен для печати фотоот­печатков. Если к нему нельзя подобрать фотобумагу необходимой контрастности, то его ослабляют в сверхпропорциональном ослабителе, повторным проявлением отбе­ленного негатива и т. д. Особенно хорошие результаты дает печать с маской (см. § 47).

Негатив очень контрастный с повышенной общей плотностью. Он имеет большой интервал оптических плотностей. Детали в глубоких тенях хорошо проработаны, а в сильных светах вследствие диффузного рассеяния спета могут быть недостаточно выявлены (категория V/1, рис. 37).

Фотографы такой негатив называют «жестким».

Его получают в двух случаях: при съемке очень конт­растного сюжета на любых фотоматериалах или контраст­ного объекта на контрастном фотоматериале, например на фотопластинках с урек = 1Д-

Обрабатывая так снятый фотоматериал, надо точно вы­держивать режим проявления, потому что даже небольшое увеличение продолжительности проявления против ука­занного на упаковке или проявление в теплом проявителе еще более повысит контраст изображения. Значительное перепроявление совершенно недопустимо, так как оно сильно увеличивает оптическую плотность негатива. Не­значительное недопроявление, наоборот, желательно, так как оно уменьшает контраст негатива и его плотность.

Рекомендация. С очень контрастного негатива н е в о з-М о ж н о получить позитив, на котором были бы прорабо­таны все детали, имеющиеся на негативе. Его большой интервал оптических плотностей уменьшают ослаблением в сверхпропорциональном ослабителе. Однако наиболее целесообразно такие негативы печатать с маской, которая позволяет получать хорошо проработанное позитивное изображение (см. § 47).

Негатив чрезмерно контрастный с большой общей оптической плотностью. Интервал оптических плотностей у него очень большой,градация тонов, образованная средними яркостями объекта, выражена крайне резко; градация же тонов, соответствующая шкале сильных светов объекта, сжата, так как их почернения лежат в области передержек.

Детали в средних плотностях негатива проработаны хо­рошо, в глубоких тенях или в сильных светах — слабо, что зависит от того, была выдержка при съемке рассчитана на проработку деталей у изображения первых или вторых яркостей объекта (категория VI/1, рис. 38).

Фотографы такой негатив называют «очень жестким».

Его получают, когда фотографируют чрезмерно конт­растный сюжет на любых фотоматериалах или сюжет нор­мального контраста на очень контрастных фотопластинках. Обрабатывая фотоматериал с таким сюжетом, надо избе­гать даже незначительного перепроявления, так как от этого контраст негатива еще более увеличится и, следова­тельно, ухудшится его качество, что затруднит печать. Незначительное недопроявление, наоборот, желательно, так как оно уменьшит слишком высокий контраст негатива и   облегчит  ослабление.

Рекомендация. Печатая непосредственно чрезмерно контрастный негатив, получают плохой позитив. Рекомендуется такие негативы печатать с маской, которая сильно снизит интервал оптических плотностей негативного изображения, что позволит получить хорошо проработанный позитив. Другие способы исправления не­гатива дают худшие результаты.