Натюрморт

Самые простые вещи могут быть изобразительно интересными, красивыми. В работе над натюрмортом фотограф добивается выразительности и красоты отдельных предметов. В жанре натюрморта максимально проявляются колористические и пластические возможности фотографа и его художественная индивидуальность.

Натюрморты подразделяют прежде всего по тематике. Во многих из них четко выражена сюжетная основа. Например, натюрморт из предметов, расположенных на письменном столе писателя или ученого, или вещи для каждого дня. или старые и новые вещи. Другую группу составляют сельские натюрморты, которые отличаются разнообразием не только изображаемых предметов, но и национальным колоритом.

Натюрморт «Завтрак сельского труженика» (ил. 65) показывает безыскусный набор овощей, хлеб, стакан молока. Все это выглядит красиво, объемно и аппетитно. Отлично передана фактура мешковины, на которой разложены предметы, надлом черного пористого хлеба. В центре — редис и помидоры, блики на которых хорошо передают их выпуклые формы. На срезе огурца отчетливо видны зерна. Во всем снимке благодаря умелому освещению все искрится и играет, хотя определить, откуда падает свет, почти невозможно.

Бытовая утварь и ремесленные изделия всегда были и остаются объектами цветной фотографии. Композиция таких снимков, как правило, бывает выразительной по колориту, она несет не только эмоциональный заряд, но и большую информацию, а также рассказывает об обычаях и традициях народа.

В настоящее время большое распространение получили рекламные натюрморты, в которых изображают не только изделия декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, фарфор, керамика, ювелирные изделия), но и разнообразные промышленные изделия, в том числе ткани и модели одежды.

Особого мастерства требует съемка прозрачных предметов из стекла, а также блестящих металлических изделий. Фотограф должен передать их объемную форму, расцветку, фактуру поверхности. Для этого требуется возможно более высокая резкость изображения. Поэтому съемку лучше производить в крупном формате, т.е. на пленку размером 6×6 или 6×9 см. Такие форматы позволяют получить резкое, четкое изображение мелких деталей, которые необходимы, например, в рекламных снимках. Чтобы достичь большей глубины резкости, съемку производят при малых относительных отверстиях диафрагмы. По этой причине натюрморты в большинстве случаев снимают со штатива.

Постановка натюрморта. Композиция натюрморта начинается с выбора предметов и их размещения. Искусство фотографа-художника проявляется именно в постановке натюрморта.

Сначала композиция может получиться слишком пестрой или слишком сложной, связь между предметами оказывается недостаточной. Поэтому приходится один предмет убирать, другой—заменять, а третий — перемещать в фотографируемом пространстве. Освещение выбирают, как правило, применительно к уже подобранной совокупности предметов. Причем работу со светом начинают при переднем равномерном освещении, когда светотень не разрушает локальные цвета, соответствующие окраске предметов.

Над постановкой натюрморта следует работать постепенно, начиная с более простых предметов, а затем усложнять его, включая в композицию небольшое количество предметов. Причем сначала следует брать сильно различающиеся по цвету предметы и только потом переходить к деталям, близким по цвету. Подбор фактуры предметов исключительно важен. Крупнофактурная или, наоборот, гладкая блестящая ткань—лучший материал для фона.

Направление линии съемки выбирают в зависимости от того, что требуется сильнее подчеркнуть: объемную форму предметов или же их окраску и фактуру поверхности. Если набор предметов таков, что важно подчеркнуть различия в их окраске и фактуре, и эти предметы сравнительно невелики по размеру, съемку производят с верхних точек. Для этого используют короткофокусные и универсальные объективы (с фокусным расстоянием 28-^50 мм). Если снимают крупные предметы и требуется подчеркнуть их формы, съемку производят с более низкой точки, пользуясь длиннофокусными или универсальными объективами.

При съемке натюрмортов необходимо отчетливо показать фактуру материала, используя для этого цветовые и светотеневые контрасты на его поверхности. Фактура материала передается на снимке вполне четко, если цветовые контрасты, характерные для мелких деталей рисунка ткани, керамики и других предметов воспроизводить достаточно резкими. Резкость фактуры зависит не только от масштаба изображения, но и от освещения. Если натюрморт снимают с передним светом, исходящим от источника с малой площадью светящейся поверхности, то фактура на снимке получается плохо различимой. Если используют источники с большой площадью светящейся поверхности, на снимке удается передать светотеневые контрасты, обусловленные микрорельефами поверхности материала, тем самым точнее передать его фактуру.

При направленном боковом освещении контраст светов хорошо выявляет микроструктуру, но становятся невидимыми ее различия по цветности. Вместе с тем, расширяя площадь светящейся поверхности даже при боковом рисующем свете, удается достичь требуемого баланса контраста светотени и контраста цветов разноокрашенных деталей. Например, одинаковые и ровные по окраске предметы для выявления формы снимают при более направленном контрастном освещении. Если же фотографируют разноокрашенные предметы, различные по фактуре материала, то используют менее контрастное освещение, создаваемое не одним, а двумя источниками света. Площадь светящейся поверхности источника рисующего света увеличивают с помощью светорассеивающей сетки, а бокового, дополнительного света — с помощью отражателей, например листов белой бумаги (ил. 66, а, б, в).