Методы экспонометрии

В практике фотографической съемки применяют все три перечисленных способа экспонометрии. основанные на измерении интегральной яркости, ключевой яркости и ключевой освещенности объекта.

В первом из этих способов не требуется перемещать экспонометр от фотоаппарата к объекту съемки, в двух других — требуется разместить прибор непосредственно около сюжетно важной детали.

Чтобы воспользоваться любым из этих способов, необходимо выработать зрительное представление о технически и изобразительно правильно экспонированных негативах и диапозитивах, а также о недостаточно экспонированных (недодержанных) или слишком сильно экспонированных (передержанных) изображениях.

Технически правильно экспонированным цветным негативом считают такой, на котором контрастность деталей в светах и тенях в каждом из трех слоев пленки одинакова. После некоторой практики по съемке и печати цветных изображений обычно удается приобрести необходимый опыт распознавания нормально и ненормально экспонированных негативов по их цветовому тону, а также по наличию деталей в малых плотностях изображения. Для того чтобы быстрее овладеть этими навыками, изготовляют ряд различно экспонированных негативов или диапозитивов некоторых типичных объектов, а затем, после проведения фотографического процесса на основе визуального просмотра позитивных изображений в стандартизованных условиях освещения или проекции, выбирают наилучший вариант по воспроизведению тонов и цветов объекта съемки. Такой прием используют также для проверки калибровки экспонометров по значениям светочувствительности цветных пленок и для выработки методики целенаправленного изменения экспозиции с целью получения изображения требуемой тональности и колорита.

Изобразительно правильно экспонированный негатив получается в том случае, если каждый слой экспонировался с частичной недодержкой или передержкой, которые свойственны   нашему   зрению при  заданном освещении.

Если при слабой освещенности объекта наше зрение не полностью адаптируется и мы видим объекты с пониженной контрастностью деталей в тенях, то и экспонирование пленки должно быть такое, чтобы эти детали зарегистрировались в соответствующих слоях тоже с пониженной контрастностью.

Например, при съемке на натуре в предвечерние часы, когда интенсивность красных излучений достаточно велика, а зеленых и синих недостаточна для полной адаптации глаза, светочувствительные рецепторы глаза работают с недодержкой. Поэтому при фотографировании на цветную пленку соответственно зелено- и сине-чувствительный слои должны быть тоже экспонированы с частичной недодержкой, уменьшающей контрастность изображений деталей в тенях объекта.

В процессе печати цветных фотографий с полученных негативов, различающихся по цветовому тону, получают благодаря применению корректировочных светофильтров отпечатки требуемого тона. Но те относительные изменения контрастности деталей в тенях, которые были получены в процессе съемки, на отпечатке в том или ином виде сохраняются. Именно благодаря этому снимки получаются в теплом или холодном цветовом тоне, с преобладанием определенных цветовых контрастов, свойственных фотографированию с заданной освещенностью.

Изобразительно правильно экспонированные негативы получаются, когда экспозицию (диафрагму и выдержку) определяют по величине яркости, а компенсационные светофильтры не используют. Иначе говоря, когда требуется передать в изображении цветность, нет необходимости в применении светофильтров; экспозицию регулируют только временем экспонирования и диафрагмой.

При съемке на обращаемую пленку цветность изображения заранее предопределяется цветностью фактического освещения или цветностью, измененной применяемыми светофильтрами. Поэтому при съемке на обращаемую пленку, чтобы передать колорит, создаваемый естественным освещением, компенсационные светофильтры не применяют. Если же нужен диапозитив с измененным колоритом, используют соответствующие по цвету компенсационные или оттеночные светофильтры, а в случае их отсутствия — слабые корректировочные.

Правильно экспонированные негативы и диапозитивы необходимо получать при репродуцировании живописных произведений или при копировании цветов, например при специальных медицинских или биологических съемках. В этих случаях используют компенсационные светофильтры по их прямому назначению.