Материал

Материал

Так сложилось исторически, что искусство живописи появилось раньше фотографии, поэтому многое из теории и практики живописи было заимствовано и интерпретировано искусством фотографии. В частности, это касается понятия материала.

Для живописца материалом служит, например, холст. Выбор структуры холста оказывает значительное влияние на эстетику произведения. Свойства фактуры холста хорошо знал и умел использовать в своем творчестве замечательный русский художник Борисов-Мусатов. Вновь взят холст редкий, но на этот раз толстый и крупнозернистый… С другой стороны, образующиеся при редком плетении отверстия между волокнами становятся фактурными углублениями. Получается довольно значительный рельеф и разнообразие поверхности. В процессе работы над живописным произведением холст, его фактура становятся выразительным средством, объединяющим все элементы композиционного построения.

В фотографии есть как свои специфические материалы, так и материалы, заимствованные из арсенала живописи. К специфическим фотографическим материалам можно отнести фотопленки, фотобумагу для аналоговой3 и струйной печати, жидкую фотоэмульсию. К неспецифическим средствам относятся любые материалы, используемые как носители фотографического изображения. Из живописного арсенала в фотографию пришли краски. На заре становления фотографии как вида искусства краска применялась механически, чтобы компенсировать недостатки черно-белого изображения, или в попытках сделать фотографию подобием живописи (например, бромойль). По мере совершенствования техники и развития фотографических технологий раскрашенная фотография изменяла эстетическую функцию и перестала подменять реальный цвет объекта съемки. Сегодня раскрашивание фотоизображений встречается в арт фотографии (например, в салонной).

Материал

 

В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем (фрагмент). 1902. Третьяковская галерея, Москва

 

Важно отметить, что выбор того или иного материала для будущей фотографии — это целенаправленный творческий акт. Одна и та же фотография, напечатанная на бумаге различных типов, будет восприниматься по-разному.

Как видно из иллюстраций, фактура материала изменяет эстетику фотографии: в первом случае изображение выглядит чисто фотографическим,   во   втором более похоже на живописное полотно.

Как должно быть — решает автор в зависимости от его видения сюжета. Схема, приведенная в разделе Инструменты, действует и на этапе выбора материала: Творческая идея — выбор инструмента — выбор материала — композиционное решение.

Материал, его свойства и фактура — это один из элементов композиции.

Материал

 

В. Э. Борисов-Мусатов. Водоем. 1902. Третьяковская галерея, Москва

 

ИЗ МОИХ ЛЕКЦИЙ В ФОТОШКОЛЕ ФОТОГРАФ ВГИК-ФОТО

ВОПРОС С МЕСТА: Как фотопленка может повлиять на композицию? Это всего лишь светочувствительный материал.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Вы находитесь в плену фантастических представлений о композиции. Композиция — это не линии и световые пятна. В лучшем случае — компоновка.

Вы выбрали пленку для фотосъемки. Замечательно. И вам кажется, что это всего лишь некий материал, на котором будет зарегистрировано изображение. На первый взгляд, процесс механический, если быть более точным — физико-химический. Но вы не уточнили, какую пленку выбрали: черно-белую или цветную? Как понимаете, эстетический результат будет зависеть от того, цвет есть  или его нет. Но само наличие или отсутствие цвета уже является элементом композиции.

Далее, на пленку какого формата вы собираетесь снимать? С какой светочувствительностью? Будет ли у вас в кадре крупное зерно либо зерна не должно быть видно?

Все эти технические вопросы имеют прямое отношение к эстетике будущей фотографии. В связи с этим решайте: должен выбранный материал оказывать влияние на композицию или же это некий технический трамплин для прыжка в чистое искусство.

ВОПРОС С МЕСТА: А как быть с матрицей? Покупая фотоаппарат, я выбираю ее навсегда. Следовательно, она одинаково будет влиять на все мои снимки?

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Категория навсегда пугает своей безысходностью. Договоримся о том, что вы приобретаете цифровой фотоаппарат на продолжительное время.

Что касается матрицы — она как светочувствительный материал пришла на смену фотопленке, переняв все технические особенности последней. Я сейчас не буду останавливаться на тонкостях, отличающих характеристики матрицы от аналогичных характеристик фотопленки. Замечу только, что функция светочувствительности действует и в цифровых фотоаппаратах. Ваша задача — распорядиться этой функцией так, чтобы эффект был пригоден для замысла.

Вы можете выставить любое число ISO, соответствующее предполагаемой эстетике будущего снимка. И в этом случае материал окажет влияние на композицию непосредственно в момент съемки.

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..