Летний пейзаж

Характерные для лета сочетания цветовых тонов изображаемых объектов на ярко освещенных солнцем участках получаются сильно разбеленными. Причем цветовая композиция в солнечные дни строится не только на цветовых и световых рефлексах, но и на светотеневых узорах, как, например, на снимке «Колокольчики» (ил. 33), сделанном в яркий солнечный день. Все цветки, их лепестки пронизаны солнечным светом, благодаря чему они отчетливо выделяются на фоне темной зелени.

С восходом солнца роса испаряется, дымка постепенно поднимается вверх, воздух становится суше. Соответственно меняются цветовые контрасты, появляются розово-голубые тона, а затем желто-золотистые. Легкая воздушная дымка создает на снимке розово-голубой колорит, подчеркивает воздушную перспективу.

В полдень солнечное освещение кажется наиболее ярким и белым. Контрастность светотени возрастает, а сами тени получаются прозрачными и короткими, как на снимке «Ромашки» (ил. 34). Так как в яркоосвещенных участках глаз не различает деталей, то для того чтобы снимки передавали ощущение сильного полуденного освещения, экспозицию делают по теням объекта, выявляя в них детали. Чем «прозрачнее» изображение теней на снимках, тем отчетливее передается атмосфера полуденного солнечного дня (ил. 35).

Солнце нередко используется как изобразительный элемент пейзажа, но иногда оно является и главным объектом изображения. Солнечный диск в зависимости от времени дня и погоды меняет цвет от ярко-красного до золотисто-оранжевого и желто-белого. При съемке пейзажа с солнечным диском силуэтные изображения предметов располагают в кадре в расчете на цветовое и тональное равновесие. Экспозицию определяют по участкам небосвода, близко расположенным к солнечному диску, так, чтобы на снимке получалась вся гамма цветов небосвода. Для увеличения размера изображения солнечного диска применяют длиннофокусные объективы.

В большинстве пейзажных снимков небосвод является одним из важнейших изобразительных компонентов. Чтобы получить изображение небосвода выразительным, не-обходимо понизить его яркость, а нередко и изменить цветовой тон. Для этого применяют оттеночные цветные светофильтры, которые позволяют добиться не только тонального, но и цветового равновесия небосвода с изображаемыми предметами. Более удобны для установки оттеночных светофильтров фотоаппараты зеркального типа. Для снижения яркости небосвода применяют также поляризационные светофильтры. При их использовании контрастность изображения облаков на снимке сильно возрастает.

Пейзажи, снятые в момент восхода или заката солнца, обычно привлекают внимание необычным колоритом и усиленными цветотеневыми контрастами. Как правило, наиболее интересными получаются снимки, в которых большую часть кадра занимает небосвод (ил. 36 и 37).

Колорит изображения определяется цветом небосвода. Цветовые контрасты в наибольшей мере проявляются, когда сквозь разрывы перистых облаков пробивается золотистый или красноватый свет.

При съемке в сумерках с передним освещением композиция снимка строится главным образом на цветовых сочетаниях разноокрашенных деталей объекта. При съемке пейзажа с диском заходящего солнца композиция снимка определяется контурами( предметов, изображаемых на фоне небосвода, а также контрастами небосвода и его отражениями в воде. Для снимка, сделанного на закате солнца (см. ил. 9). характерно графическое, контрастное построение изображения. Ветви и стволы деревьев образуют выразительный орнамент на красноватом фоне предзакатного неба. Горизонтальные повторы оттенков небосвода на поверхности воды создают ощущение глубины пространства. Хотя солнечный диск сравнительно небольшой, тем не менее он держит, уравновешивает композицию.

На ил. 37, сделанной уже после захода солнца за горизонт, ощущение пространства создается за счет разноцветных бликов, отраженных в воде, более контрастных на первом плане и менее контрастных, но более светлых в глубине. Здесь характерна монохромность изображения, сравнительно малое количество цветовых сочетаний— темный силуэт судна на розоватом фоне — уравновешивает композицию и в то же время является сюжетным центром снимка.

К вечеру, если небосвод становится чистым, светотеневые контрасты усиливаются. Вертикально расположенные поверхности оказываются сильнее освещенными, чем горизонтальные. Окраска предметов становится более отчетливой и определенной. Вместе с тем при вечернем освещении цветовые сочетания изменяются, исчезают сине-зеленые и голубые оттенки, листья выглядят очень темными, почти черными.

В вечерние часы не рекомендуется снимать в зеленых массивах. Более выразительными по цвету получаются кадры, снятые на открытых пространствах, где находятся люди, одетые в яркие костюмы. В прямых солнечных лучах вечернего золотистого солнца наиболее яркими и насыщенными становятся красный, оранжевый и желтый Цвета. Усиливается их отличие от других цветов, в вечернее время колористически интересными получаются пейзажи на морском пляже или на берегу реки.

Экспозицию при съемке в предвечернее время выбирают достаточно высокой, так, чтобы воспроизводились детали даже в тенях объекта.

В ночные часы даже в весенние дни, когда освещение от небосвода сравнительно сильное, мы плохо различаем цвета, не видим деталей. Окружающие нас строения, кроны деревьев, горы отчетливо выступают на фоне неба темными массивами. Свет луны, так же как свет от небосвода, воспринимается синим, сине-сиреневым. При определении композиции снимка надо учитывать контуры изображаемых объектов, очертания берегов, а также отражения небосвода в воде.

Снимки «под ночь» делают сразу же после захода солнца, когда небо еще светлое. Съемки производят со штатива с экспозицией не менее 5—10 мин.

Негативы экспонируют с частичной недодержкой, но проявляют контрастнее, чем при съемке в дневное время. Для затенения небосвода используют оттеняющие светофильтры и фигурные свсторассеивающие сетки. При темном небосводе, когда требуется запечатлеть на снимке свет от проходящих автомашин, экспозиция должна длиться десятки минут.

В ночное время на цветную пленку снимают лишь те объекты, которые ярко освещены электрическим светом, например участки улиц с яркоосвещенными витринами светящимися рекламами. При таких съемках приходится

пользоваться штативом и делать достаточно большую экспозицию, не обращая внимания на пешеходов и движущиеся автомашины. Разноцветные лучи от зажженных фар автомашин нередко используют в качестве линейных и цветовых элементов композиции кадра.

При эффектных съемках со светящимися фонарями часто применяют светорассеивающие сетки, которые создают красочные лучистые ореолы вокруг источников света, попавших в кадр (ил. 38).

На натуре поверхность воды обычно фотографируют так, чтобы в кадре получалось изобразительно интересное зеркальное отражение небосвода. Цветовые участки на небосводе и отраженные в зеркале воды делают снимок гармоничным по цвету и уравновешенным.

В тех случаях, когда водная поверхность занимает сравнительно небольшую часть кадра, ее используют не только для цветовой, но и для глубинной композиции снимка. Очертания берегов, рек или линии прибоя акцентируют внимание на существенно важные предметы или Детали изображаемого объекта. Когда водная поверхность занимает большую часть кадра, экспозицию выбирают по наиболее светлым участкам, для того чтобы передать множество световых бликов на водной поверхности.

Съемка морских пейзажей имеет ряд особенностей, южегно важные детали в них создаются волнами, лаками, а также контурами кораблей, и все это быстро меняется (см. ил. 37). Поэтому для получения выразительного кадра приходится делать несколько снимков, меняя направление съемки. В морских пейзажах цветовой и тональный строй имеет большее значение, чем линейное построение. Более выразительные снимки получаются при контровом или задне-боковом освещении.

На снимках, сделанных в дождливую погоду, редко удается получить изображение самих капель воды. Это достигается лишь при съемке капель дождя на темном фоне. Тем не менее передать в снимке ощущение дождливой погоды удается, изображая капли на стекле или следы от дождя на поверхности воды.

В снимках, сделанных в дождливую погоду, важно также передать характерные для нее цветовые и светото-нальные сочетания. Колорит снимка, как правило, зависит от цвета окружающих предметов, но в то же время их объединяет голубоватый или голубовато-зеленый тон рассеянного света. Цветовые контрасты получаются приглушенными и появляются цветовые повторы в многочисленных отражениях света от влажных поверхностей.

Предгрозовое освещение в летние дни необычно по цвету, оно — сине-зеленое. Соответственно для всего снимка становятся наиболее характерными темно-серые и сине-зеленые сочетания. Сильные цветовые контрасты темных грозовых облаков и более светлых участков составляют основу композиции. Так как очертания облаков в грозовую погоду быстро меняются, снимать нужно быстро, оперативно. Главное — выбрать момент съемки. Чтобы подчеркнуть цветовые контрасты в темных тонах, экспозицию выбирают по светлым участкам объекта. Тем не менее из-за слабой освещенности экспозицию приходится делать сравнительно большой и снимать с упора.

При сильном тумане насыщенность цветов снижается, снимок становится монохромным, приобретая цветность освещения. Композицию строят главным образом на тональных и цветотональных сочетаниях. При этом задний план, как правило, получается более светлым, а передний — более темным и более контрастным. Чтобы передать в снимке характерные для туманной погоды цветовые сочетания, экспозицию выбирают по наиболее ярким участкам объекта. Экспонометр направляют на ладонь вытянутой вперед руки, а затем увеличивают диафрагму на ‘/г деления по сравнению с показанием экспонометра.