Квинта лада

Вслушаемся в первую тему Вальса, обратив особое внимание на мотивы и фразы, отмеченные в примере:

Очевидно, что интонационным зерном мелодии выступает опевание (в первых тактах полутоновое) квинты лада. Очевидно и то, что чувствительнейший романсовый оборот представлен в необычном виде: опевание разорвано паузами и чуть шаржировано форшлагом – это в немалой мере определяет отличающий всю музыку Вальса сплав утонченной лиричности с гротеском. Но сейчас заметим другое: в т. 5 восходящим ходом с – d – es неожиданно рано достигается вершина диапазона, а в следующих двух тактах звуки с – d – es – d -с закрепляются как первый мелодический каданс. Второе предложение и начало третьего возвращают нас к господствующему трихорду / (fis) – g – as, но в отмеченной в примере фразе трихорд с – d – es вновь пытается закрепиться в кадансе, теперь разрастаясь до тетрахорда и обнаруживая тяготение к параллельному мажору, к укрупнению длительностей и к легато. Четвертое (расширенное) предложение дробит длительности и возвращает мелодическое движение к его ладовому центру – квинтовому тону до минора, настойчиво утверждаемому в последних тактах. Можно сказать, что мы были свидетелями двух попыток мелодии прорваться к звукоряду с – d – es с соответствующими изменениями в ритмике и артикуляции.

Теперь предлагаю читателю вернуться к и самому оценить, возможно ли более логичное продолжение музыки, чем данное во второй теме Вальса. Ведь мелодия попала именно на тот звукоряд и в ту тональность, в которую безуспешно стремилась на протяжении первой темы, и потому ее кружение по обретенным звукам, так сказать, психологически оправдано: это что-то вроде достижения цели, покидать которую не хочется. Искомый звукоряд, однако, достигнут в слишком низком регистре по сравнению с намечавшимся ранее, но попытка подъема неминуемо ведет мелодию к центральному для первой темы тону