Критические фильмы Африки

Деревня. Руссоистские призывы «назад в деревню», где люди будто бы сохраняют душевную чистоту, не выдерживают критики жизненной реальностью. Ведь деревня также подвергается давлению современности и каждодневно изменяется.

Среди фильмов, показывающих распад и разложение нравов в традиционной африканской общине,- острая короткометражка Сембена «Ниайе» (1964). Глава деревни сошелся со своей старшей дочерью. Вся деревня знает об этом, осуждает его, но никто не осмеливается выступить против авторитета старейшины. Его жена, не в силах вынести позора, кончает самоубийством после того, как дочь забеременела. Не все ладно и с их сыном. Он вернулся явно нервнобольным с колониальной войны, в которой его заставили участвовать: бредит марш-бросками, сражениями, походами и расстрелами. Все эти обстоятельства играют на руку племяннику, давно уже мечтающему занять место своего дяди. Используя безумие бывшего солдата, он подстрекает его убить отца, что тот и делает. Именитые жители благосклонно принимают нового руководителя деревни, получающего еще и одобрение французских властей. А молодая мать уходит с ребенком, которого хотела было убить, навстречу новой судьбе. Внешне все входит в норму. Однако зрителям ясно, что атмосфера в деревне не улучшается от смены власти, племянник явно превосходит дядю по мерзости.

Надо отметить, что такие критические фильмы, как «Ниайе», пока еще не часты в африканском кино. О деревне снято гораздо больше фильмов, которые можно было бы назвать ностальгическими, которые противопоставляют деревню – большому городу, природу – машинам, примитивный рай патриархального прошлого – научно-индустриальной цивилизации. Авторы этих фильмов исходят из ненаучного вывода о том, что «сохранение или реставрация архаичного деревенского образа жизни открывает прямую дорогу к социализму» 18,- к социализму будто бы особого типа, уже получившего в литературе название «африканского социализма». Эта теория отрицает классы и классовую борьбу в современном африканском обществе. Здесь нет нужды показывать всю ошибочность такого рода «теорий», важно лишь отметить, что они, эти «теории», получили, к сожалению, распространение в кино.