Константность цвета

В нашем сознании прочно закреплены представления о цвете предметов как естественном их признаке: помидор — красный, а если он не созрел, то — зеленый, вишня — вишневая, малина — малиновая.

Устойчивые представления о цветах предметов, об их форме и размерах относятся к психофизике зрения и называются явлениями константности зрительного восприятия. Устойчивое представление о цветах предметов, обусловленных их окраской, называется константностью цвета. Такие психофизические закономерности выработались в процессе эволюции нашего зрения. Ощущение цвета усиливается при опасных ситуациях и уменьшается при усталости.

Окраска предметов опознается при различном освещении, причем память на локальные цвета, представляющие окраску предметов, зависит от накопленного опыта. Люди, которые по роду своей работы часто сравнивают разноокрашенные изделия, конечно, лучше помнят их цвета и узнают их при любом освещении. Однако даже при накоплении опыта трудно по памяти воспроизвести цвета предметов, не видя их перед собой. Поэтому точное воспроизведение локальных цветов не обязательно. Это постоянно подтверждается практикой фотографических и полиграфических процессов.

Можно значительно изменять красители цветной кинопленки, но если на ней будут правильно воспроизводиться цвета серой шкалы, то и все изображение зрительно будет восприниматься удовлетворительно. И черно-белые снимки мы рассматриваем с интересом, если на них четко обозначены предметы и реально отображены светотеневые и перспективные соотношения.

Говоря о константности цвета, следует иметь в виду не только устойчивые представления о локальных цветах предметов, но и о цветовых соотношениях в светотеневых переходах.

Благодаря накопленному опыту в определении цветности освещения мы обычно легко обнаруживаем ошибки в передаче светотеневых переходов в светах и тенях объекта. Поэтому, чтобы получить более точное воспроизведение, важно не только передавать окраску предметов, но и соотношения обусловленных цветов — правильно отображать теневые ряды.

Теневыми рядами называют цвета участков предмета, имеющих одинаковую окраску, но разную освещенность.

Главное требование, предъявляемое к цветным пленкам и процессам их обработки,— правильная передача серой шкалы, которая представляет собой один из самых важных теневых рядов. Правильное воспроизведение цвета в светотеневых переходах способствует передаче цвета освещения и колорита изображаемого объекта.

В то же время в самих объектах съемки в зависимости от освещения цвет в тенях меняется по сравнению с цветом ярко освещенных участков. Например, в ясный солнечный день тени освещаются голубым светом от небосвода. В процессе съемки фотограф выбирает и изменяет,  если  это  требуется,  соотношение цветов в светах и тенях объекта. Именно поэтому фотопленка и ее обработка должны обеспечивать точное воспроизведение выбранных светотеневых соотношений, а контроль их воспроизведения можно осуществлять по шкале серых цветов.

Цвета освещения и колорит изображения. Цветом мы характеризуем не только отражающие и пропускающие свет предметы, но также источники света и создаваемое ими освещение. Например, чистый небосвод в зените бывает голубым или синим, на закате—золотистым. Дневное солнечное освещение мы считаем белым, а вечернее — красноватым. В осенний пасмурный день все предметы мы видим «бесцветными», даже сам день называем «серым».

Представление о цвете источников света, и тем более о цвете освещения, не столь устойчиво, как об окраске несветящихся предметов. Это объясняется тем, что повседневно мы рассматриваем множество несветящихся предметов и сравниваем их по цвету, поэтому создается устойчивое представление об окраске предметов.

Разные по цвету источники света иногда удается видеть одновременно. Например, при вечернем освещении улицы мы замечаем, что свет металлогалогенных ламп — зеленовато-желтый, а электрических — желтовато-красноватый. Однако обычное освещение создается одноцветными источниками света, и поэтому их цвет мы не замечаем, а видим соотношения цветов разноокрашенных предметов.

Эта бессознательная поправка на цвет освещения имеет принципиальное значение для получения цветных изображений: при каком бы цвете освещения ни фотографировали объект, изображаться он должен почти всегда так, чтобы белые детали получались на снимке белыми или близкими к белым. Следовательно, в цветных фотографических процессах, так же как и в других репродуктивных процессах, воспроизводятся не сами цвета, а цветовые соотношения.

Представление о цвете освещения возникает вследствие изменения зрительного восприятия цветовых соотношений, особенно в светах и тенях. При вечернем солнечном освещении мы лучше различаем красные, оранжевые, пурпурные цвета и значительно хуже синие, сине-зеленые, голубые. Поэтому цвет вечернего освещения представляется нам красным.

Преобладание тех или иных цветовых тонов в рассматриваемом объекте или изображении определяет его колорит. Колорит относится к важнейшим средствам эмоциональной выразительности. Он может быть «теплым» при преимуществе красных, желтых, оранжевых тонов или «холодным», если преобладают синие, зеленые, фиолетовые тона.

Колорит в основном определяется окраской изображаемых предметов, и в то же время колорит меняется по контрастности теплых или холодных тонов в зависимости от погоды. В теплые дни, когда воздушная дымка рассеивает много солнечного света, тени приобретают теплый оттенок, весь объект, как и его изображение, оказывается в теплом колорите. В теплых тонах получаются снимки, сделанные в предвечерние летние часы, когда воздух рассеивает много желто-красных излучений от небосвода. В морозные дни усиливается контраст холодных тонов, снимок получается в сине-голубых или сине-фиолетовых тонах. Для дождливой погоды характерны сине-зеленые или иные холодные цветовые тона.

В фотографическом процессе решающее значение в колорите изображения имеет выбор соотношения экспозиций для каждого из трех светочувствительных слоев цветной пленки.

Таким образом, правильный выбор экспозиции является не только техническим средством получения «нормального» снимка, на котором одинаково видны все цветовые различия, но и художественным средством создания в изображении определенного колорита.

Цветовые контрасты и дополнительные цвета. Цветовые различия сравниваемых участков, видимые глазом, называют цветовыми контрастами.

Цветовые контрасты определяются цветами предметов или их деталей, которые расположены поблизости. Вместе с тем цветовые контрасты зависят от цвета освещения и условий рассматривания. Те изменения цветов, которые происходят в зависимости от расположения предметов и последовательности их рассматривания, называют эффектами пограничного, одновременного и последовательного контрастов.

Эффекты пограничного и одновременного контраста выражаются в усилении цветовых различий близкорасположенных предметов, вследствие появления на них оттенка дополнительных цветов. Поэтому построение цветного снимка прежде всего определяется пространственным расположением разноокрашенных предметов. И в то же время цветовые контрасты, а следовательно, и колорит изображения несколько меняются от цвета освещения. Поэтому, чтобы правильно воспроизвести на снимке цветовые контрасты, необходимо, чтобы цветная пленка и условия ее экспонирования не нарушали цветовых соотношений, характерных для данного освещения.

Наиболее контрастными, т. е. наиболее зрительно различимыми, являются дополнительные цвета, или, как их называют иначе, взаимно дополнительные цвета. К основным дополнительным цветам относятся следующие пары: желтые — синие (сине-фиолетовые): оранжевые — сине-голубые; красные — голубые (сине-зеленые); пурпурные— зеленые.

Определяются дополнительные цвета излучениями, которые при смешении образуют поток «белого» света. При этом указывается цветовая температура полученного таким образом «белого» излучения. В цветовом круге (ил. 2) пары дополнительных цветов располагаются на прямых, проходящих через центральную точку «белого» света— один против другого.

Для реалистического изображения цветовых контрастов, свойственных тому или иному освещению, помимо правильного воспроизведения контраста дополнительных цветов необходимо передавать в снимке теплые и холодные оттенки цвета в тенях и светах изображаемых объектов.

Цветовой тон, насыщенность, светлота. Когда мы сравниваем различные цвета и хотим описать их различие, то пользуемся объективными характеристиками цвета: цветовым тоном, насыщенностью, светлотой. Одни цвета мы называем зелеными, другие — красными, коричневыми, оранжевыми и таким образом подразделяем их по цветовому тону.

Цветовой тон ассоциируется в нашем сознании с тем или иным красящим веществом, а для разных предметов—с их окраской.

В качестве эталонов для наименования цветового тона нередко используют названия предметов, имеющих сильно выраженный цвет: вишневый — вишни, розовый — розы, малиновый — малины и т. д.

Мы различаем много зеленых оттенков и помним их. Например, темно-зеленый — цвет ели, сине-зеленый — «голубой ели», ярко-зеленый — озимой пшеницы и т. д.

Цвета одинакового цветового тона различаются по насыщенности, которая ассоциируется с количеством красящего вещества. Чем больше концентрация красителя, тем насыщеннее цвет. Чем больше разбелен цвет, тем меньше его насыщенность. Насыщенность меняется не только от добавления белой краски, но и от загрязнения ее черной краской.

Для характеристики цвета помимо цветового тона и насыщенности имеет значение и его светлота (темно-зеленый, светло-зеленый и т. д.). Светлота определяется общим количеством света, отражаемого участками предметов. Участки, отражающие больше света,—светлые, а меньше света—темные. В нашем сознании светлота ассоциируется с различным количеством белой или черной краски в смеси, а также с освещенностью того или иного участка предмета.

Ряд различных по светлоте серых цветов от белого до черного можно получить смешиванием в различных пропорциях белой и черной красок. Таким образом изготовляют эталоны для определения светлоты. Светлота всех других цветов (синих, зеленых, желтых) определяется сопоставлением их с серыми цветами.

Светлота несветящихся предметов взаимосвязана с насыщенностью. С увеличением насыщенности уменьшается светлота. Поэтому в большинстве случаев при онисании цвета ограничиваются указанием насыщенности или светлоты. Например, достаточно сказать—светло-зеленый, чтобы было ясно, что это не насыщенный цвет. Если же говорится — насыщенный зеленый, то ясно, что он темный. Малонасыщенные цвета нередко называют белесыми, блеклыми. Краски, которые являются одновременно и наиболее светлыми и наиболее насыщенными, называются яркими или полноцветными.