Композиционное творчество

Композиционное творчество

Композиционное творчество — искусство выражать невыразимое посредством искусственной организации изобразительного материала. С точки зрения создания композиций — все творцы. В самом деле: пришли домой с улицы, кроссовки полетели в угол, по пути в свою комнату бросили на что-то курточку, в комнате придали ускорение рюкзачку, и он затих, ударившись о ножку письменного стола. Что вы сделали? Родственники могут ваши действия называть разными словами, но вы сотворили композицию. Интуитивно и выразительно. Вы определили отношения и связи между объектами, выражающими суть процесса создания композиции. Величайшие художники могли бы позавидовать той непринужденности и творческой раскрепощенности, с которыми вы обращаетесь с подвластными вам объектами. Иными словами мы всю жизнь занимаемся композиционным творчеством: все — от покраски забора на даче до расстановки изящных безделушек на туалетном столике — композиция.

В фотографии композиция — процесс осознанный и управляемый. Композиция вторична. Основой и началом всей последующей творческой и технической работы является некая идея будущего произведения. Идея в полном смысле этого слова является неожиданно, как озарение или явление, растягивается на мучительно неопределенный отрезок времени. Вне идеи композиция может существовать как формальный набор формальных элементов, подчиненных внутренним формальным законам. В этом случае композиция может рассматриваться как структура, стремящаяся к эстетической самодостаточности, или как неудачное произведение, в котором формальные признаки организации изобразительного материала не обусловлены и не связаны общим замыслом. «Композиция как структура, стремящаяся к эстетической самодостаточности», требует предварительного решения, то есть идеи, реализуемой на формальном уровне. Только плохие фотографии свободны от замысла и в момент создания сразу находятся на стадии воплощения, минуя стадию идеи.

Композиция в произведениях искусства существовала с момента возникновения искусства: в искусстве Древнего Египта и Месопотамии, в античном искусстве. Теоретическое осмысление композиции началось в эпоху Итальянского Возрождения. Впервые термин «композиция» (лат. compositio) ввел в научный обиход теоретик и архитектор Леон Баттиста Альберти в трактате «Десять книг о зодчестве». Он дал следующее определение: «Композиция — это сочинение, выдумывание, изобретение как акт свободной воли художника». В формулировке интересна мысль о свободе творчества, не скованного каноном и иными рамками, характерными для искусства Средневековья. Продолжая мысль, можно говорить о том, что, творя по законам, необходимо эти законы нарушать «волевым актом художника».

Альберти рассматривал композицию как процесс. И это важно. Современные изображения в бумажном или электронном виде представляют результат композиционной деятельности, результат процесса. Искусство композиционного мышления развивалось во всех видах искусства, но наиболее ярко теория и практика композиционного мышления проявились в живописи.

Композиция в фотографии — это не остров, фундаментальные основы теории и практики композиционного творчества в фотографии стали результатом интерпретации накопленных знаний в соседних видах искусства, в частности в живописи. Наивный фотограф, не подозревающий о законах композиции, довольствуется в своем творчестве эффектом узнавания. Сфотографировал друга, подругу, родственника, дерево, дом… и счастлив, узнав на фотографии объект съемки. Копировать проще, чем создавать. Тем не менее это первый этап композиционного творчества. Назовем его копирование.

«Продвинутый фотограф», понимающий, что невозможно абсолютно точно воспроизвести объект съемки, но можно сделать нечто похожее на то, что уже было создано другими авторами в этой теме, будет заимствовать запомнившиеся приемы. Назовем это компиляцией. Такой подход также не требует профессиональных знаний. Необходим практический опыт и некоторая натренированность в запоминании и воспроизведении запомнившихся приемов.

Компиляция ведет в никуда. В этом методе отсутствует оригинальность творческого решения и момент новизны.

Более творческим способом освоения объекта съемки будет репликация. Репликация в отличие от копирования — не буквальное повторение оригинала, а авторская интерпретация с изменением деталей, что не меняет сути: отсутствие оригинальной творческой идеи.

Наиболее совершенной системой, отвечающей понятиям новизны, оригинальности творческих решений, ясности и развития, является композиция. В композицию составными частями будут входить и копирование, и компиляция, и репликация, и тропы, и многие другие элементы.

В базовой основе композиция состоит из пред найденного и нового. То, что было открыто предшественниками, используется по необходимости, является «точкой отсчета», но не определяет композицию в целом. Другими словами, не надо изобретать велосипед. Но, раскатывая на нем, считать себя изобретателем велосипеда — большое заблуждение. Только оригинальная неповторимая идея и адекватное пластическое решение подготовят успех композиционного творчества.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..