Композиция портретного снимка

По тому, как обращено лицо в сторону фотоаппарата, портреты различают по повороту головы: снятые анфас, в труакар и в профиль. В первом случае лицо человека обращено прямо к фотоаппарату. Строго анфас фотографируют весьма редко, так как любое лицо имеет некоторую асимметрию, которую в жизни мы обычно не замечаем. Поэтому, чтобы в снимках не подчеркивать эту асимметрию, немного поворачивают лицо портретируемого от фотоаппарата. Чаще портреты фотографируют с поворотом головы на 3/4 к линии съемки — в труакар. В профиль снимают очень редко, так как при сильном светотеневом контрасте на цветном снимке возникают весьма заметные цветовые искажения.

Выбор выразительного поворота головы сочетается с поиском естественной и выразительной позы. Особо важное значение имеет поворот корпуса по отношению к повороту лица и к линии съемки. Известно, что более естественными получаются снимки, в которых поворот лица не совпадает относительно линии съемки с поворотом корпуса. При съемке портретов крупным планом корпус человека обычно развертывают так, чтобы одно плечо было ближе к фотоаппарату, а лицо было обращено в другую сторону от линии съемки. В связи с перспективным уменьшением резкости и размером удаленного плеча четче выявляется пространственное расположение фотографируемого человека.

Положение корпуса, так же как и позу человека, выбирают в соответствии с изменением выражения лица, делая ряд повторных снимков.

При съемке поясных и поколенных портретов особое значение приобретает положение рук. Они не только подчеркивают позу и движение, но и выявляют характер человека и манеру поведения. Однако часто можно видеть портреты, в которых руки неестественно расположены непосредственно около лица, прикрывают рот, подбородок. Таких неудачных снимков следует избегать.

Чтобы руки не привлекали излишнего внимания и не нарушали целостности композиции, их специально затеняют. Для этого используют сетки и затенители, перекрывающие поток яркого света. При этом поза должна быть такой, чтобы руки не располагались близко к фотоаппарату, так как в противном случае они на снимке получаются неестественно преувеличенными по размеру.

Наиболее трудны для съемки портреты, снимаемые в полный рост. Центр внимания здесь перемещается с лица на фигуру и в то же время требуется одновременно передать индивидуальные черты человека, что оказывается особенно трудным.

Цветовой строй портретного изображения определяется, во-первых, соотношением цвета кожи лица и рук, цвета волос и глаз фотографируемого человека. Во-вторых, цветом деталей костюма и окружающей обстановки, представляющей фон. В-третьих, соотношением цветов в затененных и яркоосвещенных участках лица.

Известно, например, что лоб обычно светлее и желтее щек, а кисти рук имеют несколько красноватый оттенок. Задача портретной съемки заключается в том, чтобы выявить индивидуальные цветовые оттенки, если, по мнению фотографа, на них должно быть обращено внимание.

В черно-белой фотографии, когда цветовые сочетания передаются серыми тонами, изменение тональных соотношений достигается главным образом выбором освещения. Одни участки лица освещают сильнее, другие слабее.

В цветном снимке необходимо подбирать такой фон, который не отвлекал бы внимания зрителя ярким насыщенным цветом. В то же время фон должен создавать ощущение пространства и дополнять характеристику фотографируемого человека.

Съемку портретов в помещении чаще производят на фоне окружающей обстановки.  Вместе с тем нередко используют искусственный фон в виде ширм и занавесей. Если фон состоит из яркоокрашенных предметов, они должны быть освещены не ярко. Если же используют занавеси и ширмы, предпочтение отдают светлоокрашенным тканям, например светло-серым с теплыми или холодными оттенками. Чтобы лицо и фигура человека выделялись на фоне и создавалось ощущение глубины изображаемого пространства, цветовые и светотеневые контрасты на фоне должны быть согласованы с изображением лица и фигуры.