Коммерческие фильмы в Африке

На первом этапе существования самостоятельных государств в Африке их правительства не проявляли особенного интереса к фильмам, которые там создавались. Теперь они обнаружили, что кино может быть для них и опасным и полезным, и пытаются взять его под свой контроль. Очевидно, национализация кинодела – закономерная перспектива развития африканского кино, но пока можно с сожалением констатировать, что в ряде стран государство финансирует постановки лишь коммерческого толка. Так, первым фильмом, созданным в феврале 1974 года сенегальской государственной киноорганизацией СИДЕК, стал «Бронзовый браслет» Тидиана Ава, явно сделанный по западным образцам. В Береге Слоновой Кости по этому пути пошел Анри Дюпарк в фильме «Абузан» (1973). Коммерческие ленты появились в Гане.

Коммерческие фильмы в Африке, также как и авангардистские ленты, не отличаются оригинальностью. Скопированные со схем западного кино, преследующие цель лишь любым способом понравиться зрителю, они в разных национальных вариантах повторяют одни и те же штампы. Создается киноопиум, еще более опасный оттого, что он имеет национальную окраску. Коммерческая линия, если бы она получила развитие, могла оказаться пагубной для перспектив африканского кинотворчества.

Сегодня кинематография Черной Африки в большей своей части прогрессивна. Она почти целиком ориентирована на показ нового общества и нового человека, служит пробуждению его самосознания, духовной деколонизации, изменению социальной психологии. Большинство африканских фильмов в той или иной степени критически обсуждают систему, которая пришла на смену эре колониализма. Порой авторы вынуждены несколько затушевывать свою мысль, чтобы избежать репрессий, но готовность протестовать против всего, что тормозит прогресс, легко обнаруживается на том или ином уровне. А поводов для протестов пока что предостаточно.