Коэффициент контрастности фотобумаги

Величина коэффициента контрастности у фотобумаги, как и у негативного фотоматериала, зависит от угла нак­лона прямолинейного участка кривой почернений: чем он больше, тем больше его тангенс, а следовательно, и коэффициент контрастности фотобумаги. Количественно его выражают, как и у негативных фотоматериалов, от­ношением приращения оптической плотности почернения к приращению экспозиций, соответствующих началу и концу прямолинейного участка кривой почернений.

Величина коэффициента контрастности определяет степень контрастности фотобумаги, которая обозна­чается возрастающими номерами от № 1 до № 7.

На рис. 49 изображены три кривые почернений одного сорта фотобумаги, но с разными коэффициентами конт­растности. Они экспонированы и обработаны в одинако­вых условиях. Из рисунка видно, что одним и тем же при­ращениям количеств освещения, выраженным равными отрезками, для каждой степени контрастности фотобу­маги на прямолинейном участке кривой почернений (аб) соответствуют различные приращения оптических плот­ностей. У фотобумаги а эти приращения меньше, чем у фотобумаги б и особенно у фотобумаги в. Это означает, что фотобумага в наиболее контрастна, фотобумага а — на­именее. Фотобумага б занимает промежуточное поло­жение.

Под кривыми почернений фотобумаг различной конт­растности на рис. 49 помещены отпечатки оптического клина с константой 0,1, сделанные на мягкой, контрастной и особоконтрастной фотобумагах. Вид почернений на них указывает, что при большом коэффициенте контраст­ности под действием определенных экспозиций оптические плотности почернений у фотобумаги нарастают очень бы­стро и через малое число промежуточных плотностей достигают своего максимального значения. У фотобумаг с небольшим коэффициентам контрастности в аналогич­ных условиях нарастя ко оптических плотностей происходит медленно и максимальное почернение наступает через значительное количество промежуточных плотно­стей.

Число проработанных полей оптического клина на отпечатках а, б и в (см. рис. 49) различно. Наименьшее их количество получилось на контрастной фотобумаге. Это произошло потому, что при печати на контрастной фотобу­маге большая часть почернений 30-польного оптического клина с константой 0,1 и интервалом оптических плот­ностей от 0 до 3 фактически не используется.

Если взять для испытания контрастной фотобумаги 30-польный оптический клин с меньшей константой, на­пример 0,03, и с интервалом оптических плотностей от 0 до 1, то на отпечатке получится большее число полей клина, чем при печати оптического клина с константой 0,1. Таким образом:

Количество тонов на фотоотпечатке при печати на фотобумаге данной степени контрастности зависит от величины константы и интервала оптических плотностей клина.

Это правило, как увидим далее, справедливо и для любого негатива.

Убедиться в этом можно, проделав следующие опыты. На двух полутоновых репродукционных фотопластинках получим, как описано в § 7, две шкалы с 15 полями. Одну из них (№ 1) проявим нормальное время, другую (№ 2) — недопроявим на одну треть. На первой негативной шкале поля будут отличаться друг от друга значительнее, чем на второй, т. е. можно условно принять, что первая не­гативная шкала имеет большую константу, чем вторая. Также интервал оптических плотностей почернений у первой шкалы больше, чем у второй.

На одном сорте контрастной (№ 6) фотобумаги «Уни-бром» отпечатаем, нормально экспонировав и проявив, по копии шкалы № 1 и № 2. Легко установить, что на ко­пии первой шкалы полей меньше, чем на второй.

Этот опыт опровергает мнение, бытующее среди фото­графов, что контрастные фотобумаги всегда дают на фото­отпечатке меньшее число тонов, чем мягкие сорта.

Контрастность фотобумаги по сравнению с контраст­ностью негативных фотоматериалов имеет следующие осо­бенности.

Во-первых, быстрое образование устойчивой формы кривой почернений фотобумаги приводит к тому, что коэффициент контрастности у нее растет со временем проявления значительно быстрее, чем у негативных фото­материалов. У бромосеребряных фотобумаг коэффициент контрастности достигает своей максимальной величины за 2 мин, а у хлоробромосеребряных и хлоросеребряных — за 1 мин.

По этой причине коэффициент контрастности фотобу­маги нельзя изменять, варьируя время проявления, как это делается при обработке негативных фотоматериалов. Если для этой цели уменьшить продолжительность про­явления против указанного в рецепте, то это снизит не только коэффициент контрастности, но и оптическую плот­ность почернений, что значительно ухудшит позитивное изображение, поэтому укорачивать проявление фотобу­маг не рекомендуется. Наоборот, увеличение продолжительности проявления ведет к образованию вуали, которая ухудшит изображение на фотоотпечатке.

Однако увеличение продолжительности проявления бромосеребряных фотобумаг до 4 мин, а хлоробромосе-ребряных до 3 мин при правильной выдержке не влияет на качество изображения, так как при этом форма кривой почернений будет стабильной и она только сместится влево параллельно самой себе, без изменения коэффициента контрастности, увеличения максимальной плотности и без образования вуали (рис. 46). Такое смещение кривой почернений означает, что с увеличением продолжитель­ности проявления (в вышеуказанном промежутке времени) растет только светочувствительность фотобумаги (S). Фотографы часто используют это свойство фотобумаги и более длительным проявлением «вытягивают изображе­ние», когда при печати сделана очень небольшая недо­держка.

Во-вторых, на величину коэффициента контрастности фотобумаги влияет величина оптической плотности почер­нения конца прямолинейного участка кривой почернений. Она у фотобумаг с различной поверхностью разная: у особоглянцевых — наибольшая, а у матовых — наи­меньшая (§ 21). Поэтому у фотобумаг одной и той же сте­пени контрастности (например, № 3), но с различной поверхностью светочувствительного слоя, величина коэффи­циента контрастности различна. Например, бромосеребря­ная фотобумага «мягкая» особоглянцевая имеет коэффи­циент контрастности, равный 1,4; глянцевая— 1,2; «мяг­кая» же фотобумага с матовой поверхностью имеет коэф­фициент контрастности, равный 1,1, т. е. коэффициент контрастности у особоглянцевой фотобумаги почти на 30% больше, чем у матовой того же номера контрастности. Эту особенность фотобумаг надо учитывать при подборе их к негативу.

В-третьих, коэффициент контрастности фотобумаги, определенный по прямолинейному участку кривой почер­нений, неполностью выражает ее контрастность. Это объяс­няется тем, что у большинства фотографических бумаг, как уже указывалось, прямолинейный участок криЕой почернений имеет небольшое протяжение. Поэтому, если пользоваться для построения изображения только его почернениями, то позитивное изображение будет неудов­летворительным.

Из этих сообрал^ений контрастность фотобумаги лучше выражать средним градиентом кривой почернений, который количественно более полно определяет степень конт­растности светочувствительного слоя (см. § 25). Однако согласно ГОСТу, промышленность обозначает степеш контрастности фотобумаги коэффициентом контрастности (табл. 14).

В табл. 14 приведены значения коэффициента контраст­ности различных сортов фотобумаг, вырабатываемых оте­чественной промышленностью. Как видно нз табл. 14, коэффициент контрастности у фотобумаг значительно выше, чем у негативных фотоматериалов. Например, у «мягкой» глянцевой бромосеребряной фотобумаги он ко­леблется от 1,2 до 1,4 а у фотопленки равен 0,8 и т. д. Необходимость изготовлять фотобумагу с коэффициентом контрастности больше единицы вызвана тем, что получить отличный отпечаток с полной градацией тонов можно, только компенсировав уменьшенные различия яркостей объекта на негативном изображении, получающиеся из-за проявления негатива до небольшой гаммы проявления.

Этот вопрос будет подробно рассмотрен в параграфе о подборе фотобумаги к негативу (см. § 34).

Фабрики контрастность фотобумаг обозначают на упа­ковке не величиной коэффициента контрастности, а воз­растающими номерами:

№ 1 — малоконтрастную (мягкую),

№ 2 и № 3 — нормальную,

№ 4 и № 5 — контрастную,

№ 6 — особоконтрастную,

№ 7 — сверхконтрастную.