Кадрирование изображения

Нередко на негативе имеются объекты или детали, ухудшающие композицию снимка, избежать которых при съемке было невозможно. Часто негатив содержит два сюжета, каждый из которых может быть напечатан от­дельно. Чтобы улучшить композицию фотоотпечатка или напечатать с одного негатива два разных снимка, прибе­гают к кадрированию.

Принадлежности для кадрирования. Самое простое при­способление для кадрирования — два угольника, изго­товленных из плотного тонкого картона темного цвета или из черной неактиничной бумаги (рис. 91,а). Размер уголь­ника должен быть несколько больше увеличиваемого снимка.

Более удобна для кадрирования универсальная кадри-рующая рамка (рис. 91, б). Она состоит из доски, к которой прикреплен  на  шарнирах  откидывающийся   массивный металлический угольник со скошенным на нет краем. На обе его стороны нанесены миллиметровые деления. К верхней части под прямым углом прикреплены прутки, вдоль которых перемещаются ползунки со стопорными винтами и тонкими металлическими линейками. В левом верхнем  углу кадрирующей рамки имеются упоры для фотобумаги, к которым она прижимается, когда угольник приподнят. В опущенном положении угольник плотно прижимает фотобумагу к основанию рамки. Кадрирую-щие рамки выпускаются размером от 18×24 до 30×40 см.

Рамка для получения белого канта, окаймляющего фо­тоотпечаток. Кант обычно шириной 5 мм значительно улучшает  вид  фотоотпечатка.   Эти  рамки  изготовляют только для одного формата снимка, поэтому приходится иметь их набор по размеру делаемых увеличений (рис. 92).

Техника кадрирования. Кадрировать изображение удобнее всего на снимке 13×18 см, напечатанном полным кадром. Если по каким-либо соображениям этого сделать

нельзя, то кадрирование производят по негативному изо­бражению, проецируемому на экран фотоувеличителя. Для этого на экран кладут лист белой бумаги и прижимают его чистым зеркальным стеклом. Затем проецируют не­гативное изображение, наводят его на резкость и, пере­мещая по стеклу два угольника, выбирают наилучший кадр. Основная трудность при этом — соблюдение па­раллельности между сторонами треугольников. Иначе фотоотпечаток не будет прямоугольным, и его придется впоследствии подрезать для устранения косины. Когда кадр выбран, белую бумагу заменяют фотобумагой и пе­чатают пробный снимок.

Работа с кадрирующей рамкой значительно проще. Предварительно в рамку вкладывают лист белой бумаги и устанавливают ее на экран фотоувеличителя. Затем проецируют негативное изображение, добиваясь наилуч­шей резкости, после чего передвигают ползунки с линей­ками вдоль рамки, перекрывая ими ненужные детали изоб­ражения. Найдя наиболее удачный кадр, гасят электро­лампу фотоувеличителя, заменяют белую бумагу фотобу­магой и печатают снимок.

Кадрирующая рамка дает белый кант на всех сторонах фотоотпечатка.

Искусство кадрирования. Кадрирование при увели­чении — процесс творческий. Однако здесь фотограф бо­лее ограничен в своих действиях по сравнению с выбором кадра при съемке. Он может только изменять границы кадра, исправлять перспективные искажения, вызванные неправильным положением фотоаппарата при съемке, и несколько менять тональность всего изображения или его части (см. ниже).

Для кадрирования при увеличении, как и при фотогра­фировании, не существует незыблемых канонов построе­ния изображения. В то же время есть ряд правил, несоб­людение которых, за редким исключением, ведет к полу­чению невыразительного снимка.

Эти правила излагаются в самом кратком объеме, а потому они будут несколько схематичными, так как де­тальное рассмотрение искусства композиционного по­строения кадра не входит в задачу этой книги. Интере­сующихся этим вопросом отсылаем к любой книге по ком­позиции.

Но твердо запомните: если эти правила противоречат вашему творческому замыслу — смело их нарушайте. Не бойтесь ошибок — на них учатся!

В каждом снимке должны быть смысловой и зрительный центры. Смысловым центром снимка является объект, на который зритель должен обратить внимание. Зрительным центром обычно является геометрический центр снимка, определяемый пересечением диагоналей. Когда эти центры совмещены или расположены очень близко друг от друга, то фотография становится более выразительной. Кадри­рованием можно значительно сблизить эти центры и тем самым улучшить качество снимка, при этом надо стре­миться вынести главный объект, определяющий смысло­вой центр, на передний план кадра. Этого легко достиг­нуть, изменяя соотношение сторон снимка, придавая кадру формат, наиболее подходящий по содержанию. Лрп этом всегда надо учитывать, что пропорции вертикаль­ных и горизонтальных сторон снимка прежде всего за­висят от характера сфотографированного объекта. Вместе с тем следует помнить, что каждому формату присущи некоторые особенности, с которыми надо считаться.

Вертикальный формат создает иллюзию увеличения высоты узких объектов, например деревьев, высотных до­мов и т. д. Наоборот, он уменьшает высоту, прижимает к земле объекты, протяженные в длину.

Этот формат наиболее пригоден для архитектурных снимков. Его используют также в портретной фотографии, особенно при печати поясного портрета, при кадрировании натюрморта, в котором преобладают вертикальные линии, технических снимков высоких машин, приборов и т. д.

Снимки, сделанные с низкой точки съемки, печатают в этом же формате, так как он усиливает эффект высоты.

Горизонтальный формат подчеркивает длину и глу­бину объекта на кадре. Особенно он пригоден для печати снимков дали, сделанных с высокой точки съемки. Для усиления эффекта протяженности в глубину отношение горизонтальной стороны кадра к вертикальной можно до­вести до 2:1.

Горизонтальный   формат   снимка   создает   иллюзию уменьшения высоты объекта, если снимок сделан широко­угольным   объективом,   захватывающим   большую   пло­щадь перед объектом, например зданием.

Горизонтальными делают фотоотпечатки ландшафтов, групповых портретов, жанровых снимков, натюрмортов без отчетливо выраженных вертикальных линий. В этом формате индивидуальный портрет печатают редко, обычно когда в изображение введены какие-либо предметы, ха­рактеризующие деятельность или быт портретируемого.

Квадратный формат делает снимок статичным. В фо­тографии им пользуются  редко.

Первые два формата представляют собой прямоуголь­ники. Соотношение их сторон также оказывает некоторое влияние на зрительное восприятие. Отношение сторон прямоугольника 1 : 2; 2 : 3 и 3 : 4 придает формату ста­тическую симметрию, ощущение которой вызывается, видимо, тем, что его площадь делится на целое число рав­ных квадратов. Отношение сторон прямоугольника, пло­щадь которого не делится на целое число равных квад­ратов, придает формату динамическую симметрию. Наиболее благоприятное впечатление дают отношения сто­рон 1 : 1,4; 1 : 1,7; 1 : 2,2 и 1 :1,618. Пропорция послед­него  прямоугольника соответствует золотому сечению.

Считается, что формат со статической симметрией наиболее подходит для ландшафтных и архитектурных снимков, а формат с динамической симметрией — для спортивных, жанровых и портретных снимков.

Вновь подчеркиваем, что «считается» не означает «ре­комендуется», так как пропорция снимка прежде всего зависит от его содержания. Содержание — первопричина, форма — ее следствие и одно неотделимо от другого.

Кадрируя изображение в тот или иной формат, надо руководствоваться еще и следующими указаниями.

Во-первых, всегда оставлять некоторое свободное про­странство по направлению движения объекта или по­ворота, жеста, взгляда человека на портретном или жан­ровом снимке. Это пространство не нарушает равновесия композиции и в то же время придает изображению жи­вость и динамичность, которые исчезают или почти исче­зают, если это правило не соблюдается.

Во-вторых, устранять кадрированием случайные и не­нужные элементы изображения, расположенные на краях кадра, и тем самым улучшать целостность композиции.

В-третьих, так кадрировать незаполненную изобра­жением верхнюю часть снимка, чтобы зрительный центр кадра совмещался со смысловым или они расположились бы рядом. Особенное значение имеет правильная пропор­ция между верхней частью фона и изображением в пояс­ном портрете. Если верхняя часть фона очень велика, то смысловой центр композиции — лицо человека — сме­щается к низу и не совпадает со зрительным центром. Фон должен быть такой высоты, чтобы смысловой и зри­тельный центры находились на лице портретируемого. Также недопустимо, чтобы фон над головой портретируе­мого был мал. В этом случае голова почти упирается в рам­ку кадра, отчего зрительный центр снимка перемещается на корпус человека, который, разумеется, не может быть смысловым центром (исключение составляют реклам­ные снимки одежды).

У головного же портрета высота фона над головой пор­третируемого должна быть, наоборот, небольшой — иначе нарушится пропорция изображения. Обрез кадра может проходить даже по волосам портретируемого без ущерба качества композиции. Этот прием часто дает превосходные портреты.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..