Этапы портретной съемки

Для того чтобы сделать выразительный и изобразительно интересный портрет, необходимо всесторонне подготовиться к съемке и умело ее провести. Основные этапы этого творческого процесса следующие:

выбор конкретного человека и знакомство с особенностями его характера, профессией, общественным положением;

трактовка психологического образа. У фотографа должно создаться определенное образное представление о том, как следует изобразить фотографируемого человека, какие черты лица и характера выделить или не выявлять, затушевать: в какой конкретной ситуации показать, какие выбрать цветовые сочетания и какой общий колорит изображения должен быть в целом;

выбор места и времени съемки, крупности плана, расположения фотографируемого человека по отношению к источнику света;

выбор схемы освещения;

выбор позы, поворота головы, жеста, плана, момента съемки.

Сначала рассмотрим то, что относится к линейной композиции, а затем к цветовому и световому решению снимка. Остановимся также на схемах портретного освещения при съемке в помещениях и на натуре.

Задачи портретной фотографии. Портрет не только наиболее распространенный, но и наиболее трудный жанр художественной фотографии. В сравнительно короткий срок фотограф должен создать достоверное, правдивое изображение человека, отобразить его индивидуальность и внутренний мир.

Передать индивидуальность в портрете — это прежде всего обратить внимание зрителя на характерные черты лица и особенности фигуры. Индивидуальность человека в портрете выражается в позе, мимике лица и является также отражением внешних черт и характера.

Говоря о достоверности, правдивости портретного изображения, обычно имеют в виду непринужденность позы и естественность выражения лица. Фотограф должен создать необходимую обстановку и выбрать момент съемки, который в наибольшей мере соответствовал бы задуманному зрительному образу.

Содержательность снимка — это обобщенное эстетическое понятие, и его определение далеко не однозначно. Содержательность чаще всего бывает связана с профессией, родом деятельности человека и отношением к своей работе.

Когда снимают производственный репортажный портрет человека во время трудовой деятельности, тогда содержательность портрета обеспечивается самой ситуацией. Задача фотографа сводится только к тому, чтобы выбрать наиболее подходящий момент и сделать несколько снимков. При павильонных съемках и съемках на натуре приходится специально создавать обстановку, подбирать атрибуты, указывающие на профессию фотографируемого человека.

В портретной съемке, как и в любом другом жанре, проявляется отногггение фотографа к данному человеку. Одни черты ему кажутся более привлекательными, другие— случайными и несущественными. Поэтому он по возможности их не выявляет, затушевывает. Индивиду-альность фотографа проявляется в том, что у него вырабатываются определенные композиционные приемы, изобразительная манера, стиль.