Эстетическое самочувствие зрителя

Ввести зрителя в фильм и проводить его по окончании картины – привычная задача киномузыки, скромная и вместе с тем ответственная, особенно в первой своей части: музыка начальных кадров – это и камертон, по которому зал настраивается на ту или иную эмоциональную тональность, и основа для зрительского прогноза. Осознанно или нет, по вступительной музыке зритель составляет мгновенный, многогранный и целостный прогноз всего фильма, включающий догадки о сюжете, жанре, авторской интонации; о мере условности, задаваемой картиной, и мере серьезности, требуемой при ее восприятии; наконец, и об уровне эстетических притязаний предстоящего зрелища. Просмотр может подтвердить такие догадки или опровергнуть, но они-то и есть первое сцепление нашего сознания с фильмом, первый шаг нашего вхождения в картину. Эстетическое самочувствие зрителя при дальнейшем просмотре не в последнюю очередь определяется тем, какая именно музыка открывала ему двери фильма – та, что живет в картине, или та, которую в фильм пригласили со стороны, поручив выполнять несвойственные гостям функции.

Не приводя конкретных примеров, просто спрошу: не доводилось ли читателю быть встреченным на пороге фильма бурной романтической патетикой вагнеровского толка и попасть далее в кинорассказ о заурядном семейном раздоре? Не доводилось ли слышать, как леденящие душу звучания, рожденные музыкальным экспрессионизмом, предваряют будни инспектора уголовного розыска или как величавый органный гуд, взятый напрокат из эпохи барокко, предупреждает зрителя о высоком духовном уровне участников представленного в картине производственного конфликта?

Пожалуй, когда музыка в картине – более или менее случайная гостья, то, чем скромнее она в первых кадрах, тем лучше: если она поначалу и направит зрителя не в ту сторону, куда ведет его фильм, то по крайней мере не породит иллюзий насчет высоты его художественных целей. Хуже, когда музыка начальных кадров задает такой высокий эстетический тон, который фильм не в силах повторить, не сорвав при этом голоса.