Изобразительные средства

Изобразительные средства — средства, с помощью которых что-либо изображают.

Изображение строится с помощью — что очевидно — изобразительных средств, причем каждому искусству присущи свои, и фотография — не исключение. Изобразительные средства могут быть использованы для того, чтобы что-то выразить (выражать), а могут применяться для иллюстрации, например, технического задания (чертеж). Изобразительные средства, целенаправленно организованные, выражают пластическую идею автора. Другими словами, изобразительные средства переходят (трансформируются) в выразительные средства. Как это понять?

Если капнуть черной тушью на лист белой бумаги, образуется клякса. С точки зрения искусства, это всего лишь пятно, случайное, неорганизованное изображение. Эту кляксу можно анализировать с точки зрения ее формы, но такой анализ ближе к тестам, определяющим психическое состояние человека (например, тест Роршаха). Можно кляксу анализировать с точки зрения рождения мироздания, микрокосмоса, но это ближе к философии. Так или иначе, клякса останется неупорядоченным изображением. (Обратите внимание, мы анализируем исключительно изображение и не говорим ни о форме плоскости, на которой лежит клякса, ни о ее местоположении на этой плоскости. В данном случае не рассматривается плоскость как регулярное поле изображения, как картинная плоскость.)

 

Изобразительные средства

Изобразительные средства

 

Какие изобразительные средства были использованы для создания этой картинки? Тушь — это материал художника. А цвет и линия, образующая форму кляксы, — изобразительные средства. Как превратить изображение кляксы в выразительное средство?

 

Изобразительные средства

 

Вариант первый: клякса лежит на изображении чего-либо, например пейзажа.

 

В этом случае клякса перестает транслировать исключительно собственную форму и становится знаком, за которым скрывается обозначаемое, не имеющее непосредственного отношения к знаку. Это может быть намек на некую тайну, скрытую под растекшейся кляксой, это может быть свидетельством якобы небрежности художника, можно найти множество скрытых смыслов — сейчас важно понять, что это и есть переход от изобразительного средства к выразительному, то есть выражающему нечто большее, чем само изображение.

Вариант второй: пусть наша клякса лежит на плоскости, представляющей собой геометрическую фигуру. В этом случае вступают в силу законы взаимодействия плоскости (регулярного поля изображения) и изображения. Приобретает первостепенное значение форма плоскости и месторасположение кляксы на ней.

Клякса перерастает из изобразительного средства в выразительное, передавая динамику композиции или подчеркивая статику, демонстрируя уравновешенность или неуравновешенность и т. п.

Вообще, как только изображение кляксы начинают так или иначе анализировать, изобразительные средства переходят в выразительные. И не имеет принципиального значения, осмысляется клякса с точки зрения психологии, или философии, или как произведение искусства.

 

 

Изобразительные средства

 


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..