Изобразительное мастерство

Искусство портретной фотографии проявляется, как уже отмечалось, в умении выявить личньге качества человека, индивидуальные черты его облика, характера, манеры поведения. Но для того чтобьг все это передать на снимке, от фотографа требуется еще умение изобразить задуманное — проявить свое мастерство. Перед съемкой он может увидеть в лице человека внешние отличительные черты, например глубо-кую переносицу и глубокие глазные впадины. Передавать в портрете эти черты, подчеркивать их или по возможности не выявлять, поскольку другие чертьг являются более привлекательными — решение таких вопросов зависит от отношения фотографа к данному человеку.

Мастерство портретной съемки заключается в том, чтобы суметь изобразительными средствами — ракурсом, расгголожением источника рисующего света, контрастностью светотени выявить то, что задумано.

Нередко встречаются снимки, в которых видны явные искажения в пропорциях лица, неестественность светотени; в одних случаях получается слишком широкий нос, в других — расширенное лицо, а в третьих—двойньге тени от носа. Фотограф должен научиться управлять техническими средствами, и в частности освещением, так, чтобы, по крайней мере, не получалось грубых ошибок. Труднее

научиться управлять техникой съемки настолько, чтобы можно было выявлять желаемые черты и затушевывать светом нежелательные детали. Отдельные детали — морщины, неровности кожи — совсем необязательно передавать отчетливо на снимке. Чем разнообразнее технические средства, тем больше возможности у фотографа использовать свое изобразительное мастерство при съемке портрета.

Овладеть мастерством цветной портретной фотографии несравненно сложнее, чем черно-белой. В черно-белой фотографии все цвета передаются только серыми тонами различной светлоты, поэтому достаточно уметь использовать освещение и можно получить исключительно выразительные портреты. В цветной же фотографии приходится не только регулировать освещение, но и выбирать фон, цвет костюма и детали туалета. Мастерство цветной съемки состоит в умении находить выразительные цветовые сочетания, характерные для данного человека.

Чтобы овладеть изобразительным мастерством, необходимо постоянно анализировать цветовые соотношения, наблюдаемые в повседневной жизни. Например, обращать внимание на распределение тонов при освещении лица человека на улице, в помещении, в вагоне, автобусе и т. д. Помогает также и углубленное изучение произведений живописи.