Изображение фактуры поверхности

В тех случаях, когда на репродукциях нужно передать фактуру поверхности оригинала, применяют направленное светотеневое ос-вещение. Контраст освещения выбирают таким, чтобы тени от красочных (пастозных) мазков при рассмотрении картины с близкого расстояния были отчетливо видны. Угол направления светового пучка меняется в зависимости от фактуры поверхности. Живописные произведения, выполняемые маслом по фактуре поверхности, подразделяют на две группы: в одну входят те, которые выполнены в гладкой манере, другие — в дробной. При гладкой живописи применяют много лака, а подмалевок делают настолько плотным, что не видно фактуры холста, поэтому картина имеет блестящую, почти зеркальную поверхность. Гладкая живопись, как правило, многослойная, причем каждый последующий слой краски наносят после того, как преды-

дущий слой уже высох. В результате все цвета образуются субтрактивным синтезом и при репродуцировании в рассеянном свете получаются высоконасыщенными.

Однако гладкая фактура письма нередко сочетается с выпуклой формой отдельных деталей или целых предметов. Чаще всего выпуклую форму имеют наиболее светлые участки и блики, выполненные белой краской, благодаря чему и создается ощущение блеска предметов. Выпуклые участки бликующих или яркоосвещенных деталей, кроме того, бывают покрыты тонким прозрачным слоем какой-либо краски. Чтобы подчеркнуть выпуклость этих цветных деталей, освещение дополняют источниками передне-бокового света.

Наибольшим многообразием цветов обладают картины, выполненные гладкой живописью с «лакировкой», когда используют чистые краски без смеси с белилами, и в частности охру, которую наносят гонкими, прозрачными слоями, и для передачи фактуры отдельные участки покрывают белилами, имеющими более матовую поверхность. В этих случаях, для того чтобы в репродукции получить требуемые различия в насыщенности покрытых и не покрытых белилами участков, используют не один, а несколько дополнительных источников направленного света с осветительными светофильтрами дополнительных цветов. Общий цветовой тон освещения при этих светофильтрах не должен меняться.

При дробной живописи отдельные мазки красок лишь в небольшой мере взаимно перекрывают друг друга, поэтому все цвета в основном образуются в результате аддитивного синтеза. Чтобы передать разноцветные мазки, приходится репродуцировать с возможно большей резкостью и в крупном масштабе. Таким образом удается воспроизвести в репродукции то, что в живописи называется выразительностью письма. Она ощущается в естественности наложения красочных мазков на полотно, а также в соответствии этих мазков форме изображаемых предметов. Чтобы передать своеобразие живописного письма, источники направленного света располагают так, чтобы можно было видеть тени от красочных мазков и в то же время не нарушать равномерности освещения всей картины в целом.

Художники декоративного искусства, текстильщики, оформители-плакатисты, керамисты обычно выполняют свои работы ограниченным количеством красок, накладывая их отдельно, не смешивая. Цвета этой палитры, так же как и используемые краски, называют колерами. Для каждого конкретного сюжета выбирают пять-шесть колеров, соответствующих этому сюжету по цветовому тону и насыщенности. При репродуцировании художественных произведений, выполненных колерами, наиболее важно по возможности точнее передать цвета этих красок. Для этого необходим тщательный экспозиционный контроль и регулирование цветности освещения компенсационными светофильтрами.

На ил. 68 приведена репродукция картины со всеми шкалами, предназначенными для контроля цветовоспроизведения и регулирования репродукционного процесса. По серой шкале контролируют воспроизведение градации серых тонов в светах и тенях, а по цветным шкалам оценивают воспроизведение цветовых тонов, их насыщенность.

По серо-голубой раме, поддерживающей картину (ил. 69), можно видеть, что во время съемки она была расположена горизонтально (шкалы наверху), что дало возможность создать равномерное освещение с двух сторон. По теням на этой раме видно, что источники расположены симметрично относительно центра картины и создано одинаковое освещение.

Особенно интересен снимок «живой» картины — ветки с последними осенними листьями (ил. 70). Благодаря темному фону получился четкий рисунок. В то же время достаточно красочно изображены и цветовые гона репродуцируемого объекта. Этот снимок показывает, в частности, что в тех случаях, когда требуется передать фактуру, необходимо выявить рельеф, применив не рассеянное, а направленное боковое освещение.