Используя значения цветоделенных

Используя значения цветоделенных оптических плот¬ностей, цвет каждого измеренного участка можно обозна¬чить на цветовых графиках субтрактивного синтеза. В вершинах цветового треугольника субтрактивного синтеза располагаются желтый, пурпурный и голубой цвета, кото¬рые соответствуют максимальному поглощению синего, зеленого и красного излучений. Используя такие графики, можно предвидеть те искажения, которые характерны для субтрактивного синтеза, осуществляемого в фотографиче¬ском процессе.

Цветоделительные искажения субтрактивного синтеза. Идеальными красителями субтрактивного синтеза счита¬ются те, которые имеют спектральное поглощение только в одной зоне спектра: желтый — в синей, пурпурный — в зеленой, голубой — в красной. Реальные красители значи¬тельно отличаются от идеальных тем, что имеют побоч¬ные поглощения в других зонах спектра.
Желтый краси¬тель близок к идеальному, так как он имеет наибольшие оптические плотности в основной, синей зоне спектра и сравнительно маленькие плотности в двух других зонах.
Пурпурный краситель имеет весьма большие вредные поглощения в красной и особенно в синей зонах спектра.
По сравнению с идеальным он загрязнен желтым и голубым красителями.
Голубой краситель имеет вредные поглощения в зеле¬ной зоне спектра, поэтому выглядит не чисто голубым, а сине-голубым.
Чем больше значения вредных спектральных поглоще¬ний, тем хуже красители субтрактивного синтеза и, следовательно, больше цветоделительные искажения цве¬тов оригинала в изображении. Вследствие побочных (вред¬ных) спектральных поглощений (которые являются основ¬ной причиной появления цветоделительных искажений) цвета в фотографических изображениях получаются по сравнению с оригиналом более загрязненными и снижает¬ся их насыщенность. Так. пурпурные цвета воспроизво¬дятся с недостатком пурпурного красителя, но с избытком желтого, поэтому они получаются на снимках искаженны¬ми— красно-пурпурными с пониркенными насыщенностью и светлотой.
В дальнейшем мы более подробно остановимся на средствах уменьшения цветоделительных искажений. Здесь же отметим, что они неизбежны. Поэтому в фотографии возможно лишь воспроизведение определен¬ных цветовых соотношений, а не самих цветов объектов съемки.
Желтые цвета теряют в насыщенности до 40% и при этом загрязняются пурпур¬ным красителем на 10—15%, из-за чего приобретают оранжевый оттенок.
Сопоставляя шкалы цветового охвата и фотокопии, сделанные с них, можно увидеть, насколько изменяются цветовые соотношения в фотоснимке по сравнению с оригиналом.
Цветовая температура и спектральная характеристика источников освещения. Освещение, создаваемое нескольки¬ми источниками, так же как и цветность света любого из них могут быть характеризованы двумя способами: цвето¬вой температурой или соотношением цветоделенных лучи¬стых потоков (зональных излучений).
Цветовой температурой называется температура на¬кала некоторого эталона, принятого за идеально черное тело. Она выражается в Кельвинах (К). Хотя цветовая температура как показатель цветности освещения приме¬нима только к температурным источникам света, име¬ющим непрерывный спектр, у которого спектральный состав меняется от температуры накала светящейся повер¬хноств, тем не менее этот показатель наиболее широко распространен.
Спектральное распределение энергии измеряемого из¬лучения обозначается такой цветовой температурой, до которой требуется раскалить эталонное черное тело, чтобы достичь такой же цветности излучения, как и у измеряемого.