FotoStar-Pro — все профессионально и качественно.. » Искусство освещения

Искусство освещения

Искусство освещения

В этой главе будут рассмотрены общие вопросы освещения объекта съемки с помощью искусственных источников света. Мысли, чувства, характер и еще что-то, едва уловимое, идущее не от модели, а от самого фотографа, — вот что раскрывает свет. Он дает жизнь изображению, наполняет его воздухом и глубиной. Стирает одни плоскости и выявляет другие, творя драму человеческой жизни, концентрируя ее в бесконечной продолжительности одного фотографического мгновения.

Освещение должно быть драматичным. Драма слагается из столкновения темных и светлых тонов, из конфликтов теплого и холодного — такие контрасты наполнены напряженным внутренним движением. Казалось бы, такое тонкое дело, как портретное освещение, нельзя ограничить какими-либо рамками. Фантазия, интуиция, переживания — вот учителя фотографа, ведущие его к успеху. Действительно, без фантазии, без обостренного чувства прекрасного и предвидения конечного результата за фотоаппарат лучше не браться. Великие мастера были и великими ремесленниками. Не побоюсь оказаться банальным и сошлюсь на Леонардо да Винчи. Нет, цитат не будет, но вспомните, что прекрасное у Леонардо вырастало из сухих формул и схем, и в то же время ни одно его произведение не было сотворено исключительно по шаблонам.

Попробуем и мы разобраться в искусстве освещения, исходя из сложившихся стереотипов, чтобы в дальнейшем вы смогли преодолевать их, создавая новые, по-своему уникальные произведения. Осваивать схемы "освещения мы будем на гипсовых моделях скульптур Античности и классики XVIII-

XIX веков. Портрет, выполненный в гипсе, неподвижен, и это своеобразная помощь фотографу. В скульптурных лицах максимально выражена эмоциональная составляющая — остается лишь раскрыть замысел скульптора и перевести трехмерное произведение в двухмерную плоскость изображения, не потеряв ощущение объема и пространственной среды.

И еще гипсовые модели позволяют сосредоточиться только на освещении и научиться работать с тоном, с черно-белыми отношениями. Нет цвета, который несет собственную символическую, эмоциональную, структурную нагрузку и требует специфического подхода к композиции.

Работа с освещением гипсовой модели — это светопись в чистом виде, о которой так много писали и спорили в конце XIX – начале XX века.

Живопись в процессе развития создала два основных подхода к работе с освещением. Первый — когда свет не интересует художника ни как активный композиционный элемент, ни как драматический акт, раскрывающий сюжет произведения, завораживающий зрителя необычным эффектом и т. д. Художник использует свет исключительно как физическое явление, необходимое для освещения композиции. Это ровный рассеянный свет, как бы невидимый, его существование выражается в объектах или субъектах, которые удается рассмотреть. Выделение, ритм объектов выстраиваются за счет разницы в тоне и цвете. Перед ровным рассеянным световым потоком все части композиции равны, он ничего не выделяет, ничего не скрадывает.

Второй подход — это принцип светотеневого рисунка. Когда есть какой-то активный источник освещения, выделяющий из композиции главное, на взгляд автора, подчеркивающий объемы и фактуру, сам по себе являющийся сюжетно важным элементом. Такой подход отнюдь не представляет собой что-то надуманное. Его принципы формировались естественным путем. Художники .наблюдали за распределением световых потоков на натуре и в интерьерах. Рассветы, закаты, пасмурная погода и яркое полуденное солнце — они были учебниками для живописцев. Прямой свет, падающий из окна в комнату, и рассеянный световой поток, заполняющий помещение, помогали живописцам воплощать замыслы на полотнах, интерпретируя увиденное. Анализируя распределение света от искусственных источников освещения, живописцам удалось добиться поразительных результатов.

Эти подходы к работе с естественным и искусственным светом благополучно перешли в теорию и практику фотографии. Были разработаны схемы освещения, отвечающие новым задачам и соответствующие фотографическим технологиям, но основополагающие принципы рассеянного и направленного освещения сохранились без изменений.

Наблюдать за освещением — вот единственное правило, которое необходимо соблюдать фотографам всю свою творческую жизнь.

Фотография выстроена на контрастных цветовых сочетаниях. Чтобы сделать реальность похожей и передаваемой, ее необходимо выразить пространственно. В этой критической точке, точке разрыва реальности и иллюзии свет играет роль катализатора. Свет, в данном случае, не мимолетное чувство, а критический момент в его зримом воплощении. Свет может быть резким, как вспышка молнии или мягким обволакивающим, творящим пространство спокойное с плавной перспективой. Но не стоит превращаться в узников материи в смысле материальности окружающих объектов. Свет может дематериализовать реальность, превратив ее в пространство света. Творческая задача фотографа — найти единственно правильное решение, оно же единственно возможное.

Искусство освещения

 

Неизвестный художник. Натюрморт. Листы из книг и картинки. 1783.

 

Натюрморт представляет жанр обманок. Обманный натюрморт. Живописцы, творившие в жанре натюрморта, старались довести оптическую иллюзию до предела. Нарисованное казалось реальной вещью. Художник с максимальной точностью передавал фактуру каждого предмета, добиваясь, как сегодня говорят, фотографической точности. Кстати, способность относительно точно воспроизводить формы и фактуру предметов сослужила фотографии плохую службу.

В натюрморте весь изобразительный ряд подчинен тщательно прорисованным фактурам. Художника интересует в равной степени каждая вещь, расположенная на доске, и сама доска с текстурой и со всеми своими сучками. Освещение носит вспомогательный характер. Оно необходимо и достаточно для удобства разглядывания каждого предмета и всей композиции в целом. Свет объективен и нейтрален относительно замысла.

Основная идея этюда — в декоративности изображенной плоскости и разнообразии фактур. Ровный рассеянный свет подчеркивает плоскость и не имеет собственной партитуры. Вся конструкция стремится к абстрактному решению. Только материальность фактур не позволяет рассматривать работу как произведение абстрактного искусства. Каждое цветовое пятно и каждая фактура получили одинаковое количество света, следовательно, композиционные связи и колорит в данном случае не зависят от освещения.

Искусство освещения

 

Рембрандт Харменс Ван Рейн. Притча о неразумном богаче. 1627.

 

Рембрандт виртуозно решает сложную задачу эффекта освещения от свечи, которое выхватывает из темноты интерьера небольшой фрагмент. Пламя закрыто рукой. Этот прием позволил перераспределить световой поток и активно подсветить близлежащие бумаги и лицо. Кисть руки в этом случае служит отражателем. Сюжет посвящен бесцельно прожитой жизни, серой старости, скаредности — и все из-за страсти накопительства, ради денег.