Поскольку интервал оптических плотностей негатива представляет собой разность максимальной и минимальной плотностей негативного изображения, то исходя из вышеприведенных оптимальных значений для этих плотностей Д£)нег у стожетных негативов должен составлять 0,5—1,0 (см. рис. 21). У негативов со штриховой репродукцией Д£)сг не должен быть ниже 2,0 а у негативов с полутоновой репродукцией — превышать 2,0.
Интервал оптических плотностей почернений, как уже указывалось, тем больше, чем выше интервал яркостей объекта и коэффициент контрастности фотоматериала.
В табл. 8 даны величины интервала оптических плотностей почернений негативов, полученных при съемке с нормальной выдержкой различных сюжетов на фотопленке «Фото-32», «Фото-65», «Фото-130» и «Фото-250». Проявление их велось в течение времени, указанного на упаковке, в стандартном проявителе № 2 или в проявителе Д-76. Интервалы оптических плотностей вычислены по формуле 15.
Пример. Фотографировался объект с интервалом яркостей /0=1— 1,47, имеющий значительные участки с большой яркостью, вследствие чего коэффициент потери контраста Рс = 0,6 (см. табл. 7). Следовательно, интервал яркостей оптического изображения /0= (I X 0,6) — (1,47 х X 0,6) =0,6—0,88. В этом случае интервал оптических плотностей негатива при проявлении фотопленки до 7нег = 0,8 составит от 0,48 до 0,7. Откуда среднее значение ADHer = 0,59 или, округленно, 0,6.
Полученное приближенное значение ADer позволяет избежать грубых ошибок при подборе фотобумаги к негативу.
К этому вопросу мы еще вернемся в § 35, в котором приводятся примеры определения интервала оптических плотностей негатива в связи с подбором к нему фотобумаги соответствующей контрастности.
Более точное значение интервала оптических плотностей негатива получают, измеряя перед съемкой фотоэлектрическим экспонометром интервал яркостей объекта и точно проявляя фотопленку в проявителе № 2 при температуре 20 + 0,5° в течение времени, указанного на этикетке упаковки.
Для удобства сведем в табл. 9 все показатели качества негатива, связанные с оптической плотностью почернений.
На рис. 24 и 25 изображены негативы, полученные при различных условиях съемки. Приведенные к негативам схемы показывают, какие области кривой почернений
использовались для построения изображений и какие интервалы оптических плотностей они имеют. Эти иллюстрации помогут фотолюбителю более правильно определять интервал оптических плотностей — этот важнейший для позитивного процесса параметр.
Подобные негативы получают на негативных фотопленках с унег
=0,8 и на фотопластинках мягкой контрастности с уНег=1,0, когда фотографируют сюжет нормального контраста (/0 = 1,0—1,2). Если выдержка «минимально правильная», то почернения изображения соответствуют нижнему участку области пропорциональной передачи (см. рис. 24), если она «максимально правильная», то ее верхнему участку (см. рис. 25). В первом случае негативы имеют несколько меньшую общую оптическую плотность, чем во втором. Соответственно первые негативы требуют меньшей выдержки при печати, чем вторые, причем их печатают на одном и том же сорте фотобумаги.
Общая (интегральная) оптическая плотность негатива
измеряется полусуммой минимальной и максимальной
оптических плотностей негатива, т. е. Дмн + Дмаьс | н ха_
рактеризует негатив по его плотности. Чем больше полусумма оптических плотностей, тем плотнее негативное изображение; чем она меньше, тем прозрачнее негатив.
Общая оптическая плотность зависит от трех факторов: выдержки, интервала яркостей оптического изображения объекта съемки и времени проявления.
Чем больше выдержка, интервал яркостей оптического изображения объекта съемки и продолжительнее проявление, тем больше общая плотность негатива; чем они меньше, тем меньше значение этого параметра негатива.
Классифицировать негативы по общей оптической плотности наиболее легко, так как даже начинающий фотолюбитель без колебаний отделит прозрачные негативы от плотных. По этому параметру негатива устанавливают при печати уровень его освещенности в копировальном станке
пли фотоувеличителе. Освещенность негатива должна быть тем выше, чем больше его общая оптическая плотность, и и тем ниже, чем он прозрачнее (см. § 32).
Коэффициент контрастности негатива, упет. Его величина должна соответствовать рекомендации промышленности, т. е. пленочные негативы надо проявлять до Трек =0,8, а стеклянные негативы, полученные на «мягких» фотопластинках, — до урек
=1,0, «нормальных» — до урек
=1,3 и «контрастных» — до урек =1,7.
Как уже указывалось, для этого требуется обработку вести в стандартном проявителе в течение времени, рекомендованного промышленностью.
Только в некоторых случаях можно отступать от этого правила. Например, при портретной съемке продолжительность проявления лучше сократить на 1,5—2 мин с целью получения мягкого негатива с хорошо деталированным изображением, а время проявления негативов, с которых предполагается делать очень большие увеличения, увеличить на 2—3 мин. Практика показала, что с более контрастного негатива легче получить высококачественный позитив большего размера, чем с мягкого негатива.
Зернистость негатива представляет собой неравномерность структуры почернений негативного изображения, образующуюся при равномерном экспонировании светочувствительного слоя фотоматериала. Такая неравномерность почернения называется макрозернистостью, или гранулярностью негативного изображения. Она становится заметной,когда почернения негатива рассматривают в лупу с сильным увеличением или в микроскоп, а также при его проекции в крупном масштабе на экран или фотобумагу. В этом случае почернения негатива выглядят состоящими из множества темных пятнышек различной формы и размеров, разделенных светлыми промежутками (рис. 2(i), хотя поверхность снятого объекта такого строения не имела.
Макрозернистость негатива вызывается тем, что светочувствительный слой фотоматериала состоит из колоссального числа эмульсионных мнкрокристаллов галогенида серебра, распределенных в нем по закону случая. В результате чего в этом слое наряду со средней концентрацией микрокристаллов имеются зоны с сильно повышенной и с незначительной их концентрацией. Микрокристаллы светочувствительного слоя расположены по глубине друг над другом, и их можно условно разделить на 15—20 вертикальных рядов.
В процессе проявления они превращаются в «зерна» металлического серебра, размер которых несколько больше непроявленных микрокристаллов (рис. 27). Зерна серебра, подобно эмульсионным микрокристаллам, распределены неравномерно как на поверхности проявленного слоя, так и по его глубине. Их также можно разделить на ряд условных рядов, число которых несколько меньше, чем у непро-явленного фотоматериала, так как концентрация восста-
новленного серебра постепенно уменьшается с глубиной слоя. Это вызывается тем, что при экспонировании происходит ослабление светового потока из-за поглощения его микрокристаллами светочувствительного слоя. Отчего в микрокристаллах около подложки фотопленки образуется меньше центров проявления, чем в микрокристаллах, находящихся у поверхности слоя, а поэтому первых будет проявлено меньше, чем вторых.
Световой поток, проходя через проявленный слой, встречает на своем пути зерна серебра, расположенные этажами друг над другом, при этом зерна, лежащие в верхних слоях, отбрасывают тень на ниже находящиеся зерна или их перекрывают. В результате зерна и их тени
проецируются друг на друга и тем самым создают картину как бы слившихся зерен.
На макрозернистость негатива влияют следующие факторы.
Во-первых, величина эмульсионных микрокристаллов светочувствительного слоя фотоматериала: чем они крупнее, тем выше макрозернистость негатива; чем они мельче— тем она меньше (см. рис. 27). Размеры микрокристаллов зависят от светочувствительности фотоматериала: например, у среднечувствительных фотопленок («Фото-05») их поперечник колеблется от 0,4 до 0,7 мк, а у высокочувствительных («Фото-250») — от 0,5 до 2 мк. Поэтому негативы, предназначаемые для больших увеличении, надо снимать на малочувствительных фотопленках.
Во-вторых, условия экспонирования: правильная выдержка дает негативы с минимальной макрозернистостыо;
недодержка несколько ее увеличивает, причем на позитиве она становится еще более заметной при печатании на очень контрастной фотобумаге; передержка также ухудшает макрозернистость негатива.
В-третьих, условия проявления: обработка фотоматериала в медленно работающем выравнивающем, так называемом мелкозернистом проявителе уменьшает макрозер-ннстость негатива; проявление фотоматериала в быстро-работающем энергичном проявителе увеличивает макрозернистость.Улучшение макрозервпистос-ти при обработке фотоматериала в первом проявителе происходит из-за проявления негатива до небольшого коэффициента контрастности и малой оптической плотности с хорошей проработкой деталей в тенях и светах изображения, чего нельзя получить в энергично работающем проявителе.
Удлинение проявления увеличивает коэффициент контрастности и оптическую плотность негатива, следовательно, и его макрозернистость, поэтому надо избегать перепроявления (рис. 28). Аналогично на макрозернистость негатива действует повышение температуры проявителя. Если она выше 20°, то время проявления определяют по графику Стокса (см. § 8).
В-четвертых, нормальные условия сушки негатива не влияют на его макрозернистость. Быстрая сушка при повышенной температуре и небольшой относительной влажности воздуха несколько ее увеличивает.
При печати макрозернистость позитива всегда выше макрозернистости негатива (см. § 44).
Резкость негатива. Резкость негативного изображения — субъективное впечатление, получаемое при его рассматривании с расстояния наилучшего зрения и зависящее от степени размытости контуров деталей изображения. Изображение считается резким, если диаметр дисков нерезкости, вызывающий размытость контуров, не превышает: 0,03 мм
— у малоформатного негатива, 0,05 мм
— у
негативов 6×6 см и 6×9 см и 0,1 мм — у негативов большого формата.
Степень резкости негативного изображения фотограф обычно определяет визуально по четкости линии раздела светлых и темных частей изображения, например по переплетам рам окон, тонким веткам на фоне неба, глазам и т. д. Чем больше размытость границы раздела, тем меньше резкость негативного изображения.
Этот параметр негатива может быть также выражен объективно некоторой величиной, называемой контурной резкостью, или остротой, которая зависит от ширины переходной зоны на границе деталей изображения, имеющих разную оптическую плотность почернений, в частности между изображением и неэкспонированным участком светочувствительного слоя.
На фотографическом изображении нельзя непосредственно измерить ширину переходной зоны и, следовательно, количественно определить степень его резкости. Для этого пользуются косвенным способом: на кусочке фотоматериала, на котором будут снимать, экспонируют лезвие бритвы, плотно прижав его к светочувствительному слою. На фотоматериале после обработки образуется почернение не только на участке, не закрытом бритвой, но и под ней. Его плотность постепенно уменьшается, и на некотором расстоянии от изображения край лезвия бритвы становится неотличимым от вуали. Это почернение и представляет собой переходную зону. Чем она шире, тем менее резкими будут негативы, полученные на этом сорте фотоматериала.
Контурная резкость негативного изображения тем выше, чем больше коэффициент контрастности фотоматериала и интервал яркостей фотографируемого объекта, чем меньше зернистость и толщина светочувствительного слоя и связанная с ней прямой зависимостью величина ореола отражения. Его образование, частичное или полное отсутствие зависят от степени противоореольной защиты фотоматериала.
Из перечисленных факторов основными являются зернистость и противоореольная защита. Мелкозернистые фотоматериалы рассеивают свет, проходящий при экспонировании через их светочувствительный слой, в меньшей степени, чем крупнозернистые. Поэтому у первых засвечиваются только микрокристаллы галогенида серебра, расположенные в непосредственной близости от оптического изображения, а у вторых — на значительном расстоянии от него. Вследствие чего контурная резкость у мелкозернистых фотопленок, например у «Фото-32», выше, чем у крупнозернистых фотопленок, например у «Фото-250».
Лучи света ореола отражения вызывают дополнительное «паразитное» почернение на светочувствительном слое, ухудшая тем контурную резкость деталей, расположенных в зоне их действия. Поэтому, чем лучше противоорео.тьная защита фотоматериала, тем выше контурная резкость изображения.
Разрешение негативом мелких деталей. Этот параметр негатива в основном определяет величина разрешающей способности фотоматериала, которая в свою очередь зависит от его контурной резкости и зернистости и связанной с ними светочувствительности. Поэтому, чем светочувствительное фотоматериал, тем меньше его разрешающая способность, тем менее деталированным будет негатив.
Разрешающую способность фотоматериала выражают максимальным числом линий, раздельно переданных на фотографии специального текста, так называемой миры. Она представляет собой стеклянную пластинку, на которой нанесены группы штрихов с различным их числом на один миллиметр.
Фотографирование миры производят с различными выдержками с уменьшением в 25—30 раз. Полученный ряд уменьшенных изображений миры, так называемую решлъвограмму, рассматривают в микроскоп с 50—80-кратным увеличением. На одном из изображений миры находят последнюю группу штрихов, у которой линии шкалы еще разрешены раздельно, т. е. не сливаются в сплошной серый фон. Число линий в этой группе на 1 мм определяет величину разрешающей способности фотоматериала.
Величина выдержки при съемке в значительной степени влияет на разрешающую способность и, следовательно, на передачу мелких деталей объекта на негативном изображении. Наиболее деталированным оно получается, когда фотографируют с выдержкой, наименьшей из оптимальных. Передержка при съемке и перепроявление уменьшают разрешающую способность и, следовательно, ухудшают воспроизведение мелких деталей на негативе. Надо заметить, что разрешение деталей также зависит от масштаба съемки и разрешающей силы объектива фотоаппарата. Чем мельче масштаб съемки, тем более жесткие требования предъявляются к разрешающей способности фотоматериала. Когда съемка производится фотоаппаратом с серийным объективом, разрешающая способность системы объектив — светочувствительный слой всегда ниже разрешающей способности фотоматериала, определенной по резольво-грамме, причем в центральной части изображения разрешение выше, чем на его краях.
Разрешающая способность системы фотообъектив -f-
светочувствительный слой негативного фотоматериала
(i?CIIC) приближенно определяется по формуле ~~r^~ +
-I—=-— , где Я0с — количество линий на 1 мм, разрешаемых лев
объективом при визуальном определении, а /?св—количество линий на 1 мм, разрешаемых светочувствительным слоем.
У отечественных негативных фотопленок разрешающая способность должна быть не ниже: у «Фото-32» —116, у «Фото-65» — 02, у «Фото-130» —75 и у «Фото-250» — 70 линий на миллиметр.