Художественно-этнографическая лента

Устная традиция определила сюжет и стиль фильма выпускника ВГИКа эфиопа Мишеля Папатакиса «Гума» (1974). Юноши Тарику и Зевде, отправившись на охоту, увлекаются традиционной игрой, во время которой Тарику по неосторожности убивает Зев-де. В страхе за содеянное, он прячется от людей. Но потом находит в себе силы прийти в деревню, чтобы ответить за  невольное убийство. Дядя  Зевде, старик крутого нрава, отказывается поверить в то, что его племянник убит не нарочно, и требует для Тарику смерти. Старейшины, однако, приговаривают юношу к «гуме» – изгнанию, во время которого закованный на весь этот срок в цепи осужденный должен собирать милостыню на «выкуп за кровь». На протяжении всего фильма зрители следуют за героем в его скитаниях по горам и пустыням, встречаются с разными людьми, становясь неравнодушными свидетелями физических и духовных страданий юноши. Тарику преследуют несчастья: он встречает людей добрых и злых, недальновидных и мудрых. Груз, лежащий на его совести, не позволяет ему обрести душевное равновесие. Собрав, наконец, нужную сумму, Тарику возвращается домой, где отец убитого просит его лишь об одном: навсегда покинуть родное село, потому что любое напоминание о происшедшем невыносимо для него. Деньги, которые принес Тарику, раздаются деревенским беднякам, а юноша отправляется в добровольное изгнание.

«Гума» – это художественно-этнографическая лента, ценная показом быта и нравов различных областей страны, свадебных и похоронных церемоний, древних обычаев, стиля традиционного образа жизни.

Одна из лучших картин этой категории- «Тула» (1974) А. Мустафы. Тесно связанная с народной культурой, картина эта актуальна, верна жизненной правде. Фильм начинается, как сказка: «Жила-была девушка по имени Тула, она цвела, как роза, и все радовались, глядя на нее, пока не наступила ужасная засуха». События, которые показывает экран, иллюстрируют закадровый голос рассказчика.