Ходячие интонации

Этими же словами хочется назвать те ходячие интонации, частое появление которых в музыке Петрова порождает ощущение «чего-то знакомого». Дело в том, что в киномузыку Петрова попадают далеко не любые бытовые интонации, но преимущественно те (некоторые из них будут представлены далее), что, пережив ряд эпох и продолжая жить в массовом слуховом сознании, превратились в пословицы музыкальной речи. Они, безусловно, банальны, но их банальность – следствие капитальной проверки и прочного усвоения коллективным слухом на протяжении иногда трех веков. Сама их долгожизненность есть свидетельство истинности: они сконцентрировали в себе некую простую истину о том или ином эмоциональном отношении человека к миру. И потому они будут жить до тех пор, пока не изменится это запечатленное ими отношение,- независимо от смены музыкальных мод. К таким интонациям (как, впрочем, и к любым другим) может пристать любая грязь безвкусицы и пошлости, но сами они тут ни при чем. Все зависит от того, в чьих руках они находятся,- от композитора, с ними работающего.

Что же до банальности, то, во-первых, ее далеко не всегда следует рассматривать как эстетический грех (применительно к музыке этот вопрос подробно рассматривался в ценной статье Г. Ермаковой «Категория «банальное» и ее место в художественной критике»), а во-вторых, нельзя забывать, что в музыкальной культуре бытовая музыка выступает как своего рода соединительная ткань: один ее край срастается с музыкой концертной, где авторы обычно стремятся порадовать слушателя чем-то таким, чего еще никогда не было, а другой край – с фольклорной, которая никаких авторов не знает и радует слушателя тем, что всегда было. Потому и пропорция банального и оригинального в бытовой музыке особая, как правило, с решительным перевесом в пользу первого.