Градационные искажения цвета

Такие искажения возникают из-за ошибок экспонирования и нарушения баланса слоев цветной пленки по контрастности и светочувствительности.

Градационные искажения наиболее заметны при недостаточной экспозиции, когда исчезают детали в тенях объекта съемки и появляются цветные оттенки. При недодержке синечувствительного слоя негативных или обращаемых пленок тени в позитивном изображении получаются сине-фиолетовыми. При недодержке зелено-чувствительного слоя тени становятся красноватыми. Когда сильно недоэкспонированы сразу два слоя—зелено- и красночувствительный, тени приобретают красноватый оттенок, а все изображение выглядит зеленым, что не соответствует естественному восприятию предвечернего освещения.

Градационные искажения, свойственные сильной передержке, возникают реже, но более заметны. Это объясняется тем. что человеку привычнее рассматривать объекты при пониженной освещенности, когда потеря градации в тенях оказывается естественным физиологическим явлением.

 

Неестественная прозрачность светов выявляет ошибку в экспонировании и не может быть отнесена к чрезмерно яркому освещению объекта. Поэтому при съемке на цветную обращаемую пленку необходимо экспонировать по светам объекта, обеспечивая тем самым хорошую проработку градаций яркости в светлых участках. При съемке на негативную пленку с большой фотографической широтой целесообразно экспонировать по теням, т. е. в этом случае допускается некоторая передержка.

Ошибки в балансе экспозиции трех светочувствительных слоев возникают по двум причинам: 1) отдельные партии пленок могут несколько отличаться по балансу светочувствительности слоев от той пленки, которая считается нормированной к заданной цветовой температуре освещения: 2) цветность освещения отличается от той, на которую нормируется данный тип пленки.

Если цветовая температура освещения сильно отличается от нормированной для данного типа пленки, применяют компенсационные светофильтры, которые смягчают цветовые соотношения, характерные для этого освещения.

При обычных съемках следует выбирать такую экспозицию, которая соответствует зрительному восприятию цветов при данном освещении.

Градационные искажения образуются также при неправильной химико-фотографической обработке пленки. Нарушение режима и рецептуры цветного проявителя приводит к нарушению баланса контрастности светочувствительных слоев. При этом цветные оттенки появляются одновременно как в тенях, так и в светах объекта. Такие искажения в процессе печати не уменьшаются, а лишь перемещаются из светов в тени, и наоборот.

При пониженной контрастности голубых изображений, формируемых в красночувствительных слоях пленок, света объектов получаются более голубыми, а тени — коричневыми. При уменьшении контрастности желтого изображения тени становятся сине-фиолетовыми, а света— желтыми. При пониженной контрастности пурпурного изображения тени получаются зеленоватыми, а света— розовато-красными.

Разбалансировка пленки по контраст ности слоев может появиться не только из-за нарушения режима и рецептуры обработки, но и в результате длительного хранения пленок в условиях повышенной влажности и температуры. Предвидеть эти изменения цветовых соотношений или хотя бы частично их ослабить освещением объекта съемки нельзя. Поэтому необходимо стабилизировать процесс цветного проявления и регламентировать условия хранения неэкспонированных и экспонированных пленок.