Градационное  выравнивание  изображения во время экспонирования

Негатив с очень неравномерной оптической плотностью изображения, т. е. с большим интервалом плотностей, обычно дает неудовлетворительный фотоотпечаток, так как на нем наряду с недопечатанными участками изоб­ражения имеются сильно перепечатанные. Если такой негатив по каким-либо соображениям нельзя исправить дополнительной обработкой, то позитивное изображение улучшают во время проекционной печати. Это осуществля­ют способом экранирования, часто называемым оттене-нием и способом дробной выдержки с проявлением. Первый способ  наиболее  распространен.

Способ экранирования. Он заключается в том, что на пути светового потока, идущего от участка негатива с небольшой оптической плотностью, помещают на неко­торое время непрозрачный экранчик; это уменьшает боль­шую разность экспозиций, получаемую фотобумагой от прозрачных и малопрозрачных участков негатива. В ре­зультате оптическая плотность позитивного изображения станет более равномерной.

Форма и размер экранчика зависят от величины и кон­фигурации прозрачного участка негатива (рис. 93,а). Экранчики делают из тонкого прочного картона темного цвета. Светлый картон можно окрасить тушью или окле­ить черной неактиничной бумагой. Большой экранчик обычно держат непосредственно в руке (рис. 93,6, г), маленький — на ручке из проволоки. Экранировать све­товой поток можно также одной или двумя руками, как показано на рис. 93,в, д.

Экранчик или руку во время экспонирования непре­рывно передвигают параллельно фотобумаге. Иначе на фотоотпечатке получится резкая граница тени, отбра­сываемой экранчиком или рукой. Надо учитывать, что, чем ближе расположен экранчик от светочувствительного слоя фотобумаги, тем более резкой выйдет его граница, поэтому рекомендуется держать его не ближе V3 рассто­яния экрана фотоувеличителя от объектива.

Техника экранирования при увеличении зависит от вида неравномерности почернений негативного изображения. Она может быть двоякой: а) когда на негативе наряду с прозрачными тенями имеются слишком плотные света и б) когда у негатива оптическая плотность только од­ного изображения слишком велика по сравнению с общей относительно равномерной плотностью изображения.

Увеличение с первого негатива будет неудовлетвори­тельным из-за отсутствия многих деталей в тенях илисве-тах, имеющихся на негативе, а на фотоотпечатке со второго негатива не проработаются детали только на самом ярком участке изображения.

Чтобы определить продолжительность экспонирования при печати с первого негатива, сначала пробами находят правильные выдержки для самого прозрачного и наиболее темного его участков. Предположим, что выдержки соот­ветственно равны 4 и 16 сек. После определения частных выдержек приступают к печати основной пробы. По ис­течении 4 сек начинают экранировать светлый участок негативного изображения и продолжают его до окончания полной выдержки (16 сек) (рис. 93,6, в). Пробу проявляют и, если потребуется, изменяют время экспонирования и кон­трастность фотобумаги.

При печати негатива второго типа сначала определяют выдержку для участков негатива с относительно равно­мерной оптической плотностью. Затем с этой выдержкой экспонируют все негативное изображение. После чего экранируют фотобумагу экранчиком с отверстием, рас­полагая его против участка с повышенной плотностью, и производят дополнительное экспонирование (рис. 93, г, д).

Способ дробной выдержки с проявлением. Уменьшить контраст изображения и увеличить число деталей на нем можно также дробным экспонированием с двойным прояв­лением. Для этого перед первым экспонированием фо­тобумагу опускают в проявитель на 1,5—2 мин. Затем с ее светочувствительного слоя и подложки снимают филь­тровальной бумагой избыток проявителя. После чего фо­тобумагу укладывают на экран фотоувеличителя и экс­понируют.

Первое экспонирование должно составлять V3 нор­мальной выдержки. После чего на 3—4 мин выключают в фотоувеличителе свет. За это время проявитель, нахо­дящийся в светочувствительном слое фотобумаги, восста­новит некоторую часть микрокристаллов галогенида серебра, образуя слабое почернение в тенях.

Далее производят второе экспонирование до полной выдержки. Серебро изображения, образовавшееся во вре­мя первого экспонирования и проявления, экранирует микрокристаллы галогенида серебра светочувствитель­ного слоя, лежащие под ним. Отчего за вторую выдержку свет подействует на них очень слабо и при втором прояв­лении они будут восстановлены в металлическое серебро только частично.

В результате на участках, экранированных сереб­ром первого изображения, при втором проявлении серебра образуется очень мало, а на участках без изображения за это время серебра восстановится много. Отчего контраст позитивного изображения уменьшится, а детали в тенях и светах будут более полно проработаны.

Смягчение изображения. Оно заключается в придании контурам изображения незначительной размытости, ко­торая вызывает впечатление мягкости рисунка. К нему прибегают для ослабления зернистости изображения при большом увеличении негатива, полученного на высоко­чувствительной фотопленке; для сглаживания на портрете резко выраженных морщин и дефектов кожи лица; для придания мягкости рисунку пейзажного снимка и т. д.

Изображение смягчают с помощью насадочной линзы, диффузора и сетки. Одно из этих приспособлений после установки изображения на резкость надевают на объектив фотоувеличителя, а затем экспонируют.

Насадочная линза представляет собой положительную или отрицательную линзу в оправе, надеваемую на объек­тив для изменения величины его фокусного расстояния. Насадочная линза, нарушая коррекцию объектива, при­дает мягкость изображению. Она тем выше, чем больше оптическая сила насадочной линзы. Такие линзы выпус­каются отечественной промышленностью для малофор­матных фотоаппаратов. Они рассчитаны для фотосъемки и при увеличении незначительно смягчают изображение. Поэтому для этой цели лучше пользоваться самодельными насадочными линзами из очковых стекол, например с оптической силой в 4-2 или +3 диоптрии, которые, сильно нарушая коррекцию объектива, придают изобрал^ению значительную мягкость.

Диффузор представляет собой: а) плоскопараллельную стеклянную пластинку с квадратной сеткой или концен­трическими кругами, нанесенными алмазом на расстоянии 2—3 мм друг от друга (рис. 94, а), б) узкие полоски стекла шириной 1/10 диаметра объектива фотоувеличителя и тол­щиной 0,8—1 мм. Чем более зазубрены края полос, тем большей будет мягкость изображения. Полоски стекла вставляют в оправу в одном из положений, показанных на рис. 94, б, в, г.

Сетка представляет собой кусок шелкового шифона, тонкого капронового чулка, тюля и т. п., натянутого на прямоугольную или круглую рамку (рис. 94,д). Сетка надевается непосредственно на объектив фотоувеличителя или устанавливается на некотором расстоянии от него.

Степень смягчения изображения зависит от размера ячейки сетки и ее расстояния от экрана. Чем мельче ячей­ки сетки и чем дальше она находится от объектива, тем более мягким будет изображение. Мягкость рисунка можно изменять дробной выдержкой, например, экспонируя с сеткой 2/3 времени, а без нее V3. Надо учитывать, что сетка из-за рассеяния света требует большей выдержки. Сетку из очень тонких ниток с крупными ячейками можно даже укладывать на фотобумагу.

Растушевка изображения. Она заключается в том, что оптическая плотность позитивного изображения постепен­но уменьшается от центра к краям. Ее применяют почти исключительно в портретной фотографии. Растушевку производят экранчиком со звездообразным вырезом (рис. 93, е), который располагают на такой высоте, чтобы зубчики выреза слегка срезали световой поток, пада­ющий из объектива фотоувеличителя.

Начало границы падения плотности изображения за­висит от расстояния от экранчика до объектива фотоуве­личителя, которое в свою очередь зависит от диаметра отверстия в ней. Точное положение экранчика находят опытным путем.

Во время выдержки экранчик непрерывно слегка пе­ремещают вверх и вниз — иначе граница растушевки выйдет резкой.