Градационное улучшение позитива печатью тонированного или отбеленного негатива

Качество позитива можно значительно улучшить, если печатать негатив, предварительно тонированный в голу­бовато-синий цвет или отбеленный в нижеприводимых растворах. Первый процесс — необратимый, второй — поз­воляет после использования негатива вновь получить изо­бражение из металлического серебра, для чего отбеленный негатив проявляют в любом выравнивающем проявителе.

Исправление негатива тонированием. Этот метод поз­воляет получать на позитиве мельчайшие детали негатив­ного изображения, что особенно важно для технических снимков, например микрофотографий. Особенно полно они передаются в светах. Печать тонированного негатива, производят на особоконтрастной фотобумаге.

Сущность метода заключается в переводе серебра изо­бражения негатива в берлинскую лазурь, отчего он стано­вится голубовато-синим. При экспонировании такой не­гатив изменяет спектральный состав света, пропуская лучи, наиболее актиничные для позитивных фотомате­риалов, что уменьшает эффективную (копировальную, или печатную) оптическую плотность негатива. В результате чего происходит улучшение передачи деталей на позитиве.

ТОНИРУЮЩИЙ РАСТВОР

I. Красная кровяная соль…………. 10 г

Двухромовокислый калий (1 ,,-ный

раствор)……………………………………..       1.3 мл

Вода . . ………………………………………. до 1

II. Железоаммначные квасцы   …    21,2 г

Вода…………………………………………… до 1 .г.

III. Щавелевая   кислота кристалли-
ческая  …………………………………………..     50 г

Вода…………………………. до 1 .*

Непосредственно перед употреблением смешивают рав­ные части трех запасных растворов. Эту операцию, а также тонирование негатива следует производить при слабом освещении, так как раствор светочувствителен. Продол­жительность тонирования 5—10 мин, в зависимости от оптической плотности. Затем негатив споласкивают в воде и помещают на Ъмин в 3%-ный нейтральный фиксирующий раствор. Закрепитель должен иметь нейтральную реак­цию, так как даже слабощелочной раствор, каким являет­ся раствор тиосульфата натрия, обесцвечивает берлин­скую лазурь.

Закрепитель нейтрализуют, добавляя в него неболь­шие  порции следующего  раствора:

Уксусная кислота 30%-ная…………..       1 мл

Сернокислая медь кристаллическая . . 2 г
Вода………………………………………………….. до 1 л

Лакмусовая бумажка — вполне достаточный индика­тор для определения нейтрализации фиксажа.

Негатив после закрепления промывают в воде 15—20мин.

Такой негатив сокращает продолжительность экспо­нирования, что особенно удобно при получении больших фотоувеличений.

Исправление негатива отбеливанием (метод голокопии). Этот метод сильно уменьшает зернистость негатива и дает очень деталированное, с большим числом полуто­нов позитивное изображение на фотобумаге и на позитив­ных фотоматериалах с прозрачной подложкой. Он настоль­ко улучшает передачу деталей на позитиве, что малофор­матный негатив делается равноценным крупноформат­ному черно-белому негативу. Кроме того, голокопия позво­ляет с негативов, снятых на высокочувствительных круп­нозернистых негативных фотоматериалах получать по­зитивы, у которых при проекционной печати зернистость изображения менее резко выражена, чем у изображений, сделанных с обычного черно-белого негатива.

Процесс назван голокопией (от греческого слова ho-los — совершенный).

Он заключается в том, что на черно-белом негативном фотоматериале производят съемку с 2—3-кратной пере­держкой. Так экспонированный фотоматериал проявляют в выравнивающем проявителей, следовательно, получают негатив с повышенной оптической плотностью. Его тща­тельно фиксируют и промывают.

Съемку производят с передержкой потому, что в этом случае изображение образуется не только на крупных высокочувствительных микрокристаллах галогенида се­ребра, но и на мелких — менее светочувствительных, ко­торые из-за большой разрешающей способности запечат­левают мельчайшие детали объекта. Поэтому при пе­редержке негативное изображение содержит большую информацию об объекте по сравнению с негативом, полу­ченным с нормальной выдержкой. Однако при обычной печати не удается воспроизвести на позитиве увеличенную информацию, имеющуюся у передержанного черно-белого негатива. Это происходит по двум причинам: 1) крупные зерна проявленного серебра экранируют во время печати мелкие зерна, содержащие информацию о мельчайших де­талях объекта, и 2) из-за большого интервала оптиче­ских плотностей штатива, отчего ряд топов на нем. обоз­наченных пунктиром на первой кривой почернений (рис. 96), выйдет на позитиве одним то­ном.

Совершенно другая картина наблюдается, когда негатив от­белен по рецепту, приведенно­му ниже. В этом случае сере­бро изображения превращает­ся в хлористое серебро — ве­щество, достаточно прозрачное для света. Поэтому при силь­ной освещенности при печати свет пройдет через все микро­кристаллы хлористого серебра, отчего на позитиве будет пере­дано значительно большее коли­чество деталей, чем при печати черно-белого негатива.

Кроме улучшения передачи мелких деталей голокопия позволяет воспроизводить на позитиве раздельными то­нами мало отличающиеся друг от друга почернения не­гатива из-за значительного снижения у него интервала плотностей, что видно из кривой 2 на рис. 96. Это увеличи­вает число тонов на позитивном изображении и, следова­тельно, улучшает передачу незначительных различий яркостей у объекта. Объясняется такое явление тем, что микрокристаллы хлористого серебра поглощают фио­летовый участок спектра, отчего на светочувствительный слой позитивного фотоматериала в основном действуют более длинноволновые лучи спектра, вследствие чего уве­личивается эффективная (печатная) плотность негатива, в свою очередь приводящая к росту контраста между де­талями позитивного изображения. Сказанное иллюстри­рует рис. 97.

Особенно значительно улучшается изображение на позитиве, когда с передержкой был сфотографирован контрастный объект. При съемке малоконтрастного объек­та деталированность изображения, полученного по описываемому методу, мало чем отличается от обычной печати. Недоэкспонированный негатив исправлять этим способом не следует, так как качество позитива от этого не улучшит­ся. Однако резкость контуров на таком позитиве будет несколько выше по сравнению с их резкостью на позитиве, напечатанном с черно-белого негатива. При некоторых технических съемках эта особенность изображения может представить интерес.

Позитивы, полученные с отбеленного нормально экс­понированного негатива, проявленного в выравнивающем проявителе, почти не имеют вышеуказанных преимуществ. В этом случае отбеливать негатив рекомендуется только тогда, когда был сфотографирован объект с очень глубокими тенями, детали в которых необходимо воспроизвести на позитиве. Если же нормально экспонированный фотома­териал проявить в энергично действующем проявителе (например, в № 1 табл. 4), а затем его отбелить, то при печати качество позитива улучшится.

Для отбеливания пользуются следующим раствором:

отбеливающий раствор Сернокислая медь кристаллическая . .   100 г

Хлористый натрий……………………… 100 г

Вода…………………………………………….. до 1 л

Серная   кислота   концентрированная
или аккумуляторная……………………….     25 мл

Примечание. Правила обращения с концен­трированной серной кислотой см. на стр. 16.

Негатив отбеливают до тех пор, пока все серебро изо-бразкения не превратится в хлористое серебро. Процесс прекращают, когда негатив со стороны подложки станет молочно-белым. Затем его промывают до исчезновения голубоватой окраски и сушат. Печатать можно любым способом, но лучше проекционным. Надо заметить, что контрастные сорта фотобумаг часто дают лучший резуль­тат по сравнению с фотобумагами другой степени контраст­ности.