Качество позитива можно значительно улучшить, если печатать негатив, предварительно тонированный в голубовато-синий цвет или отбеленный в нижеприводимых растворах. Первый процесс — необратимый, второй — позволяет после использования негатива вновь получить изображение из металлического серебра, для чего отбеленный негатив проявляют в любом выравнивающем проявителе.
Исправление негатива тонированием. Этот метод позволяет получать на позитиве мельчайшие детали негативного изображения, что особенно важно для технических снимков, например микрофотографий. Особенно полно они передаются в светах. Печать тонированного негатива, производят на особоконтрастной фотобумаге.
Сущность метода заключается в переводе серебра изображения негатива в берлинскую лазурь, отчего он становится голубовато-синим. При экспонировании такой негатив изменяет спектральный состав света, пропуская лучи, наиболее актиничные для позитивных фотоматериалов, что уменьшает эффективную (копировальную, или печатную) оптическую плотность негатива. В результате чего происходит улучшение передачи деталей на позитиве.
ТОНИРУЮЩИЙ РАСТВОР
I. Красная кровяная соль…………. 10 г
Двухромовокислый калий (1 ,,-ный
раствор)…………………………………….. 1.3 мл
Вода . . ………………………………………. до 1
II. Железоаммначные квасцы … 21,2 г
Вода…………………………………………… до 1 .г.
III. Щавелевая кислота кристалли-
ческая ………………………………………….. 50 г
Вода…………………………. до 1 .*
Непосредственно перед употреблением смешивают равные части трех запасных растворов. Эту операцию, а также тонирование негатива следует производить при слабом освещении, так как раствор светочувствителен. Продолжительность тонирования 5—10 мин, в зависимости от оптической плотности. Затем негатив споласкивают в воде и помещают на Ъмин в 3%-ный нейтральный фиксирующий раствор. Закрепитель должен иметь нейтральную реакцию, так как даже слабощелочной раствор, каким является раствор тиосульфата натрия, обесцвечивает берлинскую лазурь.
Закрепитель нейтрализуют, добавляя в него небольшие порции следующего раствора:
Уксусная кислота 30%-ная………….. 1 мл
Сернокислая медь кристаллическая . . 2 г
Вода………………………………………………….. до 1 л
Лакмусовая бумажка — вполне достаточный индикатор для определения нейтрализации фиксажа.
Негатив после закрепления промывают в воде 15—20мин.
Такой негатив сокращает продолжительность экспонирования, что особенно удобно при получении больших фотоувеличений.
Исправление негатива отбеливанием (метод голокопии). Этот метод сильно уменьшает зернистость негатива и дает очень деталированное, с большим числом полутонов позитивное изображение на фотобумаге и на позитивных фотоматериалах с прозрачной подложкой. Он настолько улучшает передачу деталей на позитиве, что малоформатный негатив делается равноценным крупноформатному черно-белому негативу. Кроме того, голокопия позволяет с негативов, снятых на высокочувствительных крупнозернистых негативных фотоматериалах получать позитивы, у которых при проекционной печати зернистость изображения менее резко выражена, чем у изображений, сделанных с обычного черно-белого негатива.
Процесс назван голокопией (от греческого слова ho-los — совершенный).
Он заключается в том, что на черно-белом негативном фотоматериале производят съемку с 2—3-кратной передержкой. Так экспонированный фотоматериал проявляют в выравнивающем проявителей, следовательно, получают негатив с повышенной оптической плотностью. Его тщательно фиксируют и промывают.
Съемку производят с передержкой потому, что в этом случае изображение образуется не только на крупных высокочувствительных микрокристаллах галогенида серебра, но и на мелких — менее светочувствительных, которые из-за большой разрешающей способности запечатлевают мельчайшие детали объекта. Поэтому при передержке негативное изображение содержит большую информацию об объекте по сравнению с негативом, полученным с нормальной выдержкой. Однако при обычной печати не удается воспроизвести на позитиве увеличенную информацию, имеющуюся у передержанного черно-белого негатива. Это происходит по двум причинам: 1) крупные зерна проявленного серебра экранируют во время печати мелкие зерна, содержащие информацию о мельчайших деталях объекта, и 2) из-за большого интервала оптических плотностей штатива, отчего ряд топов на нем. обозначенных пунктиром на первой кривой почернений (рис. 96), выйдет на позитиве одним тоном.
Совершенно другая картина наблюдается, когда негатив отбелен по рецепту, приведенному ниже. В этом случае серебро изображения превращается в хлористое серебро — вещество, достаточно прозрачное для света. Поэтому при сильной освещенности при печати свет пройдет через все микрокристаллы хлористого серебра, отчего на позитиве будет передано значительно большее количество деталей, чем при печати черно-белого негатива.
Кроме улучшения передачи мелких деталей голокопия позволяет воспроизводить на позитиве раздельными тонами мало отличающиеся друг от друга почернения негатива из-за значительного снижения у него интервала плотностей, что видно из кривой 2 на рис. 96. Это увеличивает число тонов на позитивном изображении и, следовательно, улучшает передачу незначительных различий яркостей у объекта. Объясняется такое явление тем, что микрокристаллы хлористого серебра поглощают фиолетовый участок спектра, отчего на светочувствительный слой позитивного фотоматериала в основном действуют более длинноволновые лучи спектра, вследствие чего увеличивается эффективная (печатная) плотность негатива, в свою очередь приводящая к росту контраста между деталями позитивного изображения. Сказанное иллюстрирует рис. 97.
Особенно значительно улучшается изображение на позитиве, когда с передержкой был сфотографирован контрастный объект. При съемке малоконтрастного объекта деталированность изображения, полученного по описываемому методу, мало чем отличается от обычной печати. Недоэкспонированный негатив исправлять этим способом не следует, так как качество позитива от этого не улучшится. Однако резкость контуров на таком позитиве будет несколько выше по сравнению с их резкостью на позитиве, напечатанном с черно-белого негатива. При некоторых технических съемках эта особенность изображения может представить интерес.
Позитивы, полученные с отбеленного нормально экспонированного негатива, проявленного в выравнивающем проявителе, почти не имеют вышеуказанных преимуществ. В этом случае отбеливать негатив рекомендуется только тогда, когда был сфотографирован объект с очень глубокими тенями, детали в которых необходимо воспроизвести на позитиве. Если же нормально экспонированный фотоматериал проявить в энергично действующем проявителе (например, в № 1 табл. 4), а затем его отбелить, то при печати качество позитива улучшится.
Для отбеливания пользуются следующим раствором:
отбеливающий раствор Сернокислая медь кристаллическая . . 100 г
Хлористый натрий……………………… 100 г
Вода…………………………………………….. до 1 л
Серная кислота концентрированная
или аккумуляторная………………………. 25 мл
Примечание. Правила обращения с концентрированной серной кислотой см. на стр. 16.
Негатив отбеливают до тех пор, пока все серебро изо-бразкения не превратится в хлористое серебро. Процесс прекращают, когда негатив со стороны подложки станет молочно-белым. Затем его промывают до исчезновения голубоватой окраски и сушат. Печатать можно любым способом, но лучше проекционным. Надо заметить, что контрастные сорта фотобумаг часто дают лучший результат по сравнению с фотобумагами другой степени контрастности.