Фотолюбители часто получают на одной фотопленке негативы, непригодные или мало пригодные для печати фотоснимков. Причиной тому — ошибки в выдержке при съемке, фотографирование объекта с большим интервалом яркостей и несоблюдение режима проявления, указанного в рецепте. Особенно часто фотолюбители не выдерживают температуру проявителя: проявление в холодном растворе дает недопроявление, а в теплом растворе — перепроявление.
Затем фотопленку обычно перепроявляют, когда для составления выравнивающих мелкозернистых проявителей (например, Д-76, ДК-20 и др.) используют сульфит натрия сортов: «Фотографический марки Б» или, что совсем недопустимо, «Технический». Такие сорта сульфита натрия имеют повышенную примесь углекислого натрия (соды): в марке Б — ее 0,5%, в техническом — значительно больше, что повышает щелочность проявителя и, следовательно, скорость проявления. Отчего за время, указанное в рецепте, негатив будет перенроявлен, а контраст и общая плотность его увеличены (см. § 8).
Для приготовления выравнивающих проявителей надо применять фотографический сульфит натрия марки А, который содержит углекислого натрия только 0,15%. Еще лучше употреблять реактивный сульфит натрия марки «Чистый», примесь углекислого натрия в котором ничтожна.
Некоторые негативы с градационными дефектами возможно улучшить дополнительной обработкой, описанной в последующих параграфах, и тем самым сделать их пригодными для получения позитивов с хорошим изображением; другие же исправить невозможно.
Это указано в описании наиболее часто встречающихся типов негативов, каждому из которых для удобства ссылок присвоена определенная категория. Негативы классифицированы по интервалу оптических плотностей изображения, который является основной их характеристикой.
Согласно формуле 17, интервал оптических плотностей негатива зависит от гаммы его проявления и интервала яркостей оптического изображения, т. е. Д/)1,ег =тНег-^я-Поэтому негативы с разными его значениями можно получить, фотографируя сюжеты с различными интервалами яркостей на одном сорте фотоматериала или один сюжет на фотоматериалах с возрастающим коэффициентом конт-
растности. Из методических соображении негативы на рис. 30—38 получены вторым способом.
Негатив очень малоконтрастиый. Интервал его оптических плотностей незначителен. По общей же оптической плотности изображения малоконтрастный негатив бывает очень прозрачным или очень плотным, в зависимости от того, на какой стадии фотографического процесса допущена ошибка.
1. Негатив очень малоконтрастный и очень прозрачный.
Его глубокие тени не проработаны, без деталей. В очень сильных светах детали выявлены, в сильных светах — их немного, а в средних — они едва заметны (категория 1/1, рис. 30).
Фотографы такой негатив называют «прозрачно-тонким».
Его получают, фотографируя с большой недодержкой объект с малым или средним по величине интервалом яркостей. В результате негативное изображение строится почернениями только в области недодержек кривой почернений. Отчего передача яркостей на негативном изображении бывает сильно искажена.
Рекомендация. Негатив для печати непригоден. Усиливать его бесполезно, так как нельзя выявить детали, отсутствующие на изображении.
2. Негатив прозрачный и малоконтрастный. Глубокие
тени, сильные света и промежуточные между ними тона
негативного изображения имеют незначительные оптические плотности, мало отличающиеся друг от друга. Отчего яркости объекта на негативе переданы сильно уменьшенными. Но почти все детали изображения имеются (категория 1/2, рис. 31).
Фотографы такой негатив называют «тонким».
Причина его получения — значительное недопроявле-ние нормально экспонированного при съемке фотоматериала, на котором снят объект с небольшим или средним интервалом яркостей.
Рекомендация. Для печати негатив чаще всего непосредственно непригоден. Его исправляют усилением.
3. Негатив очень плотный и малоконтрастный. Детали его глубоких теней и сильных светов на просвет просматриваются с трудом. Тона изображения по плотности мало отличаются друг от друга, отчего яркости объекта на негативе переданы сильно уменьшенными (категория 1/3).
Фотографы подобный негатив называют «плотным».
Его получают при значительном переэкснонировании во время съемки, отчего вся шкала яркостей объекта укладывается в узкий диапазон почернений области передержек кривой почернений и они на изображении воспроиз-
ВОДЯТСЯ «сжатыми». Деталированность же изображения ухудшается из-за диффузного рассеяния света в светочувствительном слое фотоматериала, вызванного передержкой.
Рекомендация. Сильно перезкспонированный негатив для печати обычно мало пригоден. Его можно улучшить, обработав в ослабителе с марганцевокислый калием или с двухромовокислым калием.
4. Негатив чрезмерно плотный с малым интервалом плотностей. Все изображение на нем покрыто сильной вуалью, но многие детали, скрытые под ней, часто видны, если негатив рассматривать над сильным источником света (категория 1/4, рис. 33). Этим приемом обычно отличают его от негатива категории 1/3.
Фотографы такой негатив называют «затянутым».
Его получают при чрезмерно длительном проявлении фотоматериала, нормально экспонированного при съемке.
Рекомендация. Негатив непосредственно для печати непригоден. Его исправляют, удаляя вуаль поверхностно действующим ослабителем. Лучше использовать ослабитель с марганцевокислым калием или с двухромовокислым калием. Ослабитель с красной кровяной солью дает несколько худший результат. Устранение вуали улучшит градацию тонов изображения и его деталированность.
Негатив малоконтрастный. Интервал его оптических плотностей небольшой. Общую же оптическую плотность негатив может иметь незначительную или значительную, в зависимости от того, на какой стадии фотографического процесса допущена ошибка.