Городской пейзаж и съемка архитектуры

Особое место при цветных съемках на натуре занимают городские и индустриальные пейзажи, и прежде всего — съемка архитектурных сооружений. Цвет и светотеневое освещение помогают передать масштабность здания, проггорции его основных элементов и выявить объемные формы выступающих и углубленных частей здания.

Цвет позволяет также подчеркнуть стилистические особенности строения, его художественно-декоративное оформление, точнее передать материал, из которого создано здание, и связать все с окружающей средой.

Впечатление объемности увеличивается от ггримснения короткофокусных объективов, но эти объективы часто искажают пропорции здания, особенно при ракурсных съемках снизу. Поэтому приходится ограничиваться тем объективом, ггри котором не заметны перспективные искажения. Длиннофокусные объективы используют для изображения фрагментов здания и декоративных элементов. Вместе с тем, если снимают с удаленной точки, этими объективами пользуются и для съемки всего сооружения в целом.

Архитектурные сооружения всегда строят в расчете на определенное светотеневое освещение. Поэтому правильный выбор освещения позволяет не только наилучшим образом выявить объемную форму здания, но и передать окраску и фактуру архитектурных деталей, а также цветовое единство с окружающим фоном.

Чтобы светотень подчеркивала пространственный строй и в то же время не нарушала впечатления целостности здания, освещение не должно быть излишне контрастным. Наилучший результат получается при мягком солнечном светотеневом освещении, когда тени подсвечиваются светом от легких облаков и небосвода. В этом случае светотеневые контрасты не нарушают целостности, а тени становятся прозрачными, с цветными рефлексами. Если требуется особо подчеркнуть слитность здания с окружающей средой, освещение выбирают таким, чтобы оно создавало определенное настроение. Например, съемку производят в предвечернее время или в лучах заходящего солнца. При этом форма здания передается контурами на фоне небосвода.

Многие современные здания, например застекленные выставочные павильоны, снимают в предвечернее время при полном внутреннем электрическом освещении. Такие съемки производят с длительными выдержками. Движущиеся по улице автомашины с зажженными фарами оставляют на снимках яркие цветные линии, которые используют как элементы композиции. В тех случаях, когда архитектурные сооружения требуется изобразить без присутствия людей, съемку даже в дневное время производят с большой выдержкой.

Цветные фотопленки позволяют достоверно передавать естественные цветовые сочетания, свойственные разным материалам. Для выявления фактуры архитектурных деталей снимают укрупненные кадры отдельных его частей в той же световой и цветовой тональности, которая характерна для здания в целом.

Стеклянные детали— двери, окна, витрины рекомендуется фотографировать так, чтобы в них были видны отражения окружающих объектов и небосвода. Сами здания получаются на снимках более выразительными, если перед ними или искусственные водоемы или увлаж-ненные участки асфальта, в которых отражается небо.

Для выявления объемной формы рекомендуется снимать при контрастном освещении. Чтобы на снимке можно было видеть световые контрасты, экспозицию увеличивают на одно-полтора деления диафрагмы по сравнению с той, которую применяют при более светлых объектах.

При фотографировании разноцветных деталей используют менее контрастное освещение, что позволяет выявить не только объемную форму, но и передать фактуру разноокрашенных деталей в светах и тенях объекта. Чем точнее хотят подчеркнуть фактуру материала (камня, дерева, ткани и т. д.), тем большей должна быть направленность рисующего света. Лучший результат достигается в солнечную погоду при легкой облачности.

Примером городского пейзажа могут служить ил. 42 («Калининский проспект») и ил. 43 («На площади 50-летия Октября»). Диагональная композиция в нервом снимке позволила показать проспект в перспективе. Мы видим ряд современных высотных зданий, широкие тротуары, озеленение, массу пешеходов. Динамично передано движение транспорта. Второй снимок выполнен статично, не передает просторы площади, а показывает лишь фрагмент.