Главный персонаж фильма У. Сембена «Хала»

Этот фильм принадлежит к наиболее передовому социально-политическому направлению в африканском кино, противопоставляющему не африканскую и европейскую культуру, а культуру африканских масс буржуазной культуре Запада и ее носителям в Африке.

В глухой деревне во время второй мировой войны происходит действие фильма У. Сембена «Эмитаи» (1971). В картине много обрядов и церемоний, но Сембен воспевает не фольклор, не живописный колорит, а культуру народа, его дух, оказавшиеся сильнее прагматизма колонизаторов. Это фильм о конфликте между порядками, насажденными колониальной администрацией, и традиционным укладом жизни населения, исповедующего анимизм. В этом конфликте рождаются новые, ранее не проявлявшиеся идеи и мысли, зреют социальные изменения, происходит борьба нового и старого поколений. В этом конфликте создается новый африканец, ищущий свое место в политической и социальной жизни, постепенно приобщающийся к новому.

Главный персонаж фильма У. Сембена «Хала» – Эль-Хаджа Абу Кадер Бей – пятидесятилетний бизнесмен, сочетающий в себе две «культуры»: африканскую и европейскую. У него «мерседес» последней модели, но две жены – каждую он поселил на отдельной вилле. Чтобы покончить со скукой, Эль-Хаджа женится на третьей, возраст которой соответствует возрасту его старшей дочери. Он олицетворяет привилегированные слои африканского общества, всплывшие на поверхность в результате деколонизации и пытающиеся полностью копировать образ жизни европейской буржуазии. Свадьба празднуется с большой помпой: через весь город движется кортеж машин. Поздно вечером он удаляется в свои покои с молодой женой, но… оказывается бессильным. То же самое в последующие дни. Что с ним? Болезнь? Старость? Пошатнулось и его общественное положение. Тогда Эль-Хаджа как бы меняет кожу. Еще вчера он говорил только по-французски, теперь он переходит на язык волоф.