Героиня-африканка Диоана

Героиня-африканка Диоана устроилась гувернанткой во французскую семью. Но жизнь в стране, куда она так стремилась, оказалась для Диоаны невыносимой. Молодая африканка мечтала увидеть прекрасный, просвещенный и справедливый мир, познакомиться с новыми, удивительными людьми. Но Франция осталась для нее такой же далекой, какой казалась в Сенегале. Она попала в душный мирок сытых мещан, очутилась в рабстве, пусть добровольном, но от того не менее тягостном. Действительность оказалась совсем не такой, какой Диоана себе ее представляла, и она в конце концов кончает с собой. В газетах появляется коротенькое, набранное самым мелким шрифтом сообщение о том, что привезенная из Африки бонна перерезала себе горло. Ни хозяева, ни полиция не могут понять причины, которые привели девушку к трагедии. Они не могут понять, что в этом поступке не только отчаяние, но и протест – протест против унижения людей с черным цветом кожи.

Месье и мадам обращаются с ней не грубо, они просто ее не замечают. Более того, они лишают ее вообще каких бы то ни было человеческих желаний: «Зачем ей выходить? Ей это не нужно, ведь она никого в городе не знает…» Какое удивление, смешанное с чувством неловкости, испытывает месье, когда узнает о самоубийстве и находит в чемодане Диоаны фотографию, где она снята со своим другом. Она могла   чувствовать, любить, страдать? Кто бы мог это предположить?..

Основой для фильма послужила заметка в одной из французских газет, позволившая Сембену показать лицо неоколониализма, признающего равенство народов и рас только на словах.

Большой успех сопутствовал 30-минутной игровой картине «Джемина и Джонни» (1969), снятой в Лондоне южноафриканцем Лионелом НТаканом. Это имена пятилетних детей – черной девочки и белого мальчика, которые подружились, но отец Джонни запретил ему продолжать эту дружбу. Сделанная просто и правдиво, картина вызвала большой общественный резонанс.