Фотографирование стеклянных изделий

Одна из труднейших задач при съемке таких предметов — изобразить стекло так, чтобы оно выглядело стеклом. На первый взгляд сделать это кажется совсем просто. Однако уже после первых снимков становится очевидно, что передать множество бликов, благодаря которым узнаются стеклянные изделия, весьма трудно. Основная причина кроется в том. что эти блики мы видим при рассматривании предметов двумя глазами. Поэтому оценивать постановку и ее освещение лучше одним глазом, прикрыв второй глаз рукой. Овладев техникой съемки простых стеклянных предметов, можно снимать более сложные изделия, например бокалы с гравировкой. Очень важно при этом выявить фактуру материала, блеск и прозрачность стекла.

Мастерство съемки стеклянных предметов проявляется в том, насколько выявлены контур предмета, его форма, объемность, блесткость граней и поверхностей изделия, а также резьба, гравировка, раскраска, окантовка и другие детали декоративного оформления.

Например, снимают хрусталь. Прежде всего требуется подчеркнуть  его   чистоту   и  бриллиантность  граненых поверхностей. При съемке стеклянных изделий, окантованных металлом, в снимке должна быть передана фактура и стекла и металла. Если же фотографируют вазу оригинальной формы, необходимо подобрать освещение и фон для выделения ее формы.

Отличительная особенность освещения стеклянных изделий состоит в том, что при съемке используют симметрично расположенные источники бокового освещения, в том числе разноцветные. Положение источников света выбирают такое, чтобы стекло по возможности светилось за счет внутренних отражений света. Лучший результат получается, когда осветительные приборы имеют большую по высоте протяженность светящейся поверхности (корытообразные светильники с лампами накаливания или высокие отражатели света).

На ил. 67 показаны четыре типичных варианта освещения, применяемого при съемке стеклянных изделий. Боковое разноцветное освещение удлиненными светильниками применяют главным образом при фотографировании прозрачных стеклянных изделий продолговатой формы (ил. 67,а). Для выявления светом верхней кромки вазы (ил. 67,6) используют велхнее боковое освещение, снимая с верхней точки. На ; Л. 67,в показана схема освещения снизу, через прозрачную подставку. При таком освещении получают изобразительно интересный световой эффект — светящееся стекло. С помощью передне-боковой подсветки (ил. 67,г) выделяют рельефы, блеск граней резьбы изображаемого изделия.

Стеклянные изделия всегда снимают с малым контрастом светотени, используя источники рисующего света с большой протяженностью светящейся поверхности. Для передачи прозрачности стекла необходимо, чтобы на его поверхности возникали слабые блики и отсветы от окружающих разноокрашенных предметов. Для этого используют темный, но не совсем черный фон, например листы бумаги, которые специально не освещают.

Для выявления объемной формы стеклянных изделий используют верхний или верхний контровой свет, создающий блестящую кромку на предмете. Гравировку или резьбу подчеркивают боковым освещением. Передний свет применяют для передачи матовой фактуры поверхности. Нижний свет создает эффект свечения стекла изнутри. Для этого стеклянные изделия размещают на стеклянной подставке, освещаемой снизу.

Переднее моделирующее освещение применяют для выделения деталей и когда необходимо подчеркнуть толстое дно изделия, гравировку или резьбу на стекле. При этом перед источниками моделирующего света устанавливают затеняющий экран с фигурными вырезами. Для выявления объема предметов применяют короткофокусный объектив и снимают с нижней или верхней Точки так, чтобы была видна верхняя или нижняя кромка изделия. Стеклянные предметы размещают обычно на столе или на подставке, которая по цвету и светлоте не контрастирует с фоном. Съемку производят при максимальной диафраг-ме объектива, а экспонируют до десятков минут. Причем экспозицию определяют по фону и основанию, на котором размещают изделие. Яркость бликов и контуров смягчают с помощью сеток, которые устанавливают перед источником света так, чтобы на снимке не возникали сильные ореолы.