Формат кадра (формат отпечатка)

Формат кадра (формат отпечатка)

В конце XIX века немецкий физик и философ, основоположник экспериментальной эстетики Г. Фехнер поставил эксперимент, с целью выяснить частоту использования в европейской культуре прямоугольных форм с определенным соотношением сторон. Испытуемым показывали белые картонные прямоугольники равной площади, но с разной длиной и шириной. Необходимо было выбрать наиболее понравившийся.

Эксперимент носил практический характер. Подсчитав результаты, Фехнер пришел к выводу, что в среднем наиболее привлекательным для участников эксперимента оказался прямоугольник с соотношением сторон 34:21.

Исходя из результата он сделал вывод: красота — это качество материального мира. Критерий эстетичности — закономерность организации объекта.

Я не буду сейчас говорить о том, насколько был прав Фехнер, исключив из процесса восприятия субъективный фактор. Важно, что экспериментальным путем был установлен, казалось бы, идеальный формат. Этот или близкий по пропорциям прямоугольник представляет собой эстетическую форму, комфортную для восприятия, гармоничную для глаза европейца.

Полученное Фехнером соотношение сторон прямоугольника соответствовало понятию «золотого сечения».

Изобразительные элементы, расположенные в подобном прямоугольнике, — считал Фехнер, — будут представлять «идеальную композицию», обусловленную эстетической сущностью самого формата. Причем не имеет значения, каким образом соотносятся элементы внутри формата, что и подтверждается практикой.

Вспомним, какой формат кадра наиболее распространен в фотографии — это формат 24×36 мм.

Если мы сравним соотношение сторон кадра 24×36 (1:1,5) с пропорцией, полученной Фехнером (1:1,6), мы увидим, что они очень близки. Значит, формат кадра задает отношение зрителя к будущей фотографии, в формате заложена совершенная пропорция, и задача фотографа — подобно задаче врача — не навредить, работая над окончательным кадрированием снимка.

Однако проблема формата кадра несколько шире, нежели эффект восприятия «золотого сечения».

Зададимся вопросом: «Одинаково ли хорошо в этот прямоугольник вписываются портретные композиции и пейзажи? И главное: что первично, формат или изображение?»

В 1929 году в Америке была опубликована работа по результатам исследований, проведенных лабораторией Kodak. Цель — найти универсальный формат для кинокадра.

Есть ли такое соотношение, куда можно было бы закомпоновать без потерь и крупный план (например, лица), и пейзаж на общем плане? Исследователь — Ллойд-Джонс — приходит к выводу, что универсального формата нет и существовать не может. В компоновках крупного портретного плана и ландшафтной композиции решаются различные задачи.

Проблемы формата кадра и композиции интересовали и Сергея Эйзенштейна. Квадрат, по мысли Эйзенштейна, — это идеальная геометрическая фигура, в которую можно вписать любую другую геометрическую фигуру. С помощью квадрата решалась проблема вертикальных композиций и даже композиций в виде круга. Здесь важны одновременно и работа над композицией, и приоритет формата изображения. Эйзенштейн выделял два метода работы над композицией.

Первый — тот случай, когда изобразительный материал механическим способом «втискивается» в заданный прямоугольник.

Второй метод — это «свободный формат»: изобразительный материал организуется сообразно художественной задаче, а рамка образуется своя для каждого конкретного изображения.

В первом случае возникает конфликт между рамкой и предметным пространством. Для разрешения этого конфликта надо композиционную форму изначально подчинить эстетике формата.

Во втором случае формат и изобразительный материал составляют единое целое, обусловленное натурой, и рамка подчинена изображению.

Жесткий, раз и навсегда заданный формат кадра в известной степени ограничивает работу над композицией. Но дело здесь не только в сложности компоновки материала. Формат кадра оказывает влияние на восприятие изображения зрителем. Наиболее статичная и устойчивая фигура — это квадрат. Прямоугольник производит впечатление динамичной фигуры, его форма предполагает скрытое движение, которое будет развиваться вдоль длинной стороны прямоугольника.

Выбор формата кадра — это первый шаг в построении композиции.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..