Фоновый свет

Фоновый свет

Как следует из самого термина, такие источники света предназначены для того, чтобы освещать фон. Это задача ответственная, неразрывно связанная со всеми действиями, имеющими целью освещение объекта съемки. Наши представления о том, как должен быть освещен фон, складываются из повседневной практики. Фон — это часть среды, в которой мы находимся. Мы любуемся пейзажем, и вдруг в поле нашего зрения попадает человек. Пейзаж мгновенно становится фоном — сменились акценты восприятия. Но неизменным осталось освещение, объединяющее фон и передний план.

Одна из задач, стоящих перед фотографом, — создание гармоничной световой среды, в которой передний план и фон выглядят как единое целое.

 

 

Фоновый свет

 

Фоновый свет

 

Основная ошибка начинающих фотографов — непонимание значения фона в концепции фотографии и неумение осветить его так, чтобы фоновый свет имитировал рисующий свет либо составлял с ним единое атмосферное явление.

Наконец, фоновый и рисующий свет могут вступать в более сложные, интеллектуальные связи. В этом случае фоновый свет может быть выстроен как контрапункт рисующему и не будет повторять рисунок и другие характеристики основного источника освещения. Такая работа с освещением фона потребует оправдания в сюжете фотографии. Зритель должен понимать на уровне логических связей, если отсутствуют пластические, почему фон освещен иначе, нежели объекты спереди. Разрыв световых рисунков на фоне и переднем плане должен быть осмыслен.

Фон и его освещение теснейшим образом связаны с понятием «пространство» (это здесь ключевое слово). Если задумана объемно-пространственная композиция, то не только передний план, но и фон должны иметь пространственные характеристики. И во многом это зависит от освещения, тем более если сам фон — как материал, с которым работает фотограф, — плоский…

Занимаясь установкой освещения в фото студии, в случае необходимости приходится освещать передний план и фон по отдельности. Работе по освещению фона надо уделить особое внимание.

Углы падения световых потоков на переднем плане и на фоне должны быть приблизительно одинаковы. Если фон освещен под углом, не соответствующим углу освещения переднего плана (и это не принципиальное творческое решение), то зритель не воспринимает световой рисунок как единый. Пропадает иллюзия одного общего источника освещения. Нарушается гармония в композиции. В конечном счете, композиция перестает существовать как цельная художественная система.

Надо сказать, что слово «фон» в контексте композиции используется формально. На самом деле фона нет.

Ведь что такое фон? Это второстепенные элементы композиции, расположенные в глубине, перед которыми стоят главные, сюжетно важные элементы переднего плана.

«Изобразительный фон» — это тот случай, когда на фоне что-то изображено. «Что-то» может быть резким, может быть нерезким, может иметь абстрактный рисунок или реалистично фигуративный11 и т. д. «Неизобразительный фон» — термин, пришедший из живописи, прежде всего портретной. Впрочем, и натюрморт может быть построен с неизобразительным фоном. Это фон, на котором ничего не изображено.

Если с первым все ясно — предполагается, что на фоне нарисован кто-то или что-то, например, идут люди, стоят дома и деревья, едут машины, — то со вторым до ясности далеко: что значит «на фоне ничего не изображено»? В портретной живописи — это условный, не офактуренный фон. На нем нет никаких фигуративных элементов. В лучших образцах искусства живописного портрета фона нет. То, из чего выделяется лицо, — это воздух и свет.

Установку фонового света надо производить только после того, как будет поставлен заполняющий свет.

Это даст возможность увидеть светотеневой рисунок на объекте съемки в целом.

Фоновый свет связан с рисующим направлением светового потока и характером рисунка. Основная задача на этом этапе — создание единой органичной световой среды.

Фоновый свет — это третий вид света, оказывающий непосредственное влияние на эстетику будущей фотографии.

ВОПРОС С МЕСТА: Я не поняла, что такое фон.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Говоря честно, я и сам этого не понимаю. Попробуем разобраться сообща. В фото павильоне, который вам предстоит осваивать, фон — это бумага, натянутая параллельно стене. Бумажный рулон, укрепленный под потолком, по мере необходимости разматывается до пола, перекрывая стену. Тон бумаги — белый, черный или серый. Можно выбрать. Я рекомендую серый, его можно превратить и в белый, и в черный. Мы определились, что данный фон представляет собой плоскость. Перед ним на некотором удалении стоит предметный стол. На этот стол вы будете ставить гипсовую голову или располагать предметы, создавая натюрморт. Итак, предметы на столе образуют передний план и проецируются на фон, в нашем случае — на лист бумаги. Задача состоит в том, чтобы лист бумаги превратить с помощью освещения в пространство и обозначить световой рисунок, соответствующий представлению зрителя о каком-либо естественном или искусственном источнике освещения. То есть трансформировать фон в среду существования, если можно так выразиться. В настоящей действительности нет фонов. То, что расположено позади предмета, который вы рассматриваете, — это не фон, а живая среда, которая взаимодействует с предметом, вызвавшим ваш интерес. Фон — понятие отвлеченное.

ВОПРОС С МЕСТА: Вот вы говорите, а я снимаю портреты на черном фоне, и народу нравится.

НИКОЛАЙ ЖОЛУДЕВ: Народу нравятся и более экзотические картинки. Я, кажется, понимаю вашу мысль. Я говорил о связи в освещении фона и переднего плана, о пространстве фона. Вы же утверждаете, что отсутствие освещения на фоне хорошо воспринимается зрителями и не влияет на изображение в целом. Наверное, с вашими фотографиями так и происходит. Конечно, существует такое понятие, как формальный фон. Это относится к черному, белому, серому. Черный вообще не надо освещать, объект переднего плана отчетливо выделяется, если не имеет черных участков. Такой фон активно используется в композициях, снятых в «низком ключе». Другими словами, черный или белый фон, как и любой другой, должны иметь логическое обоснование. Если же портрет снят на черном или белом фоне исключительно ради выделения героя из среды, изображение выглядит вырезанным из окружающего пространства. Возникает диссонанс между передним планом и фоном. Рушится гармония композиции. Фотография выглядит вымученным искусственным образованием.

 

Фоновый свет

 

Эдуард Мане. «Бар в Фоли-Бержер». 1882. Холст, масло. Галерея Кортолда, Лондон

 

Одна из последних картин Мане. В этот период художник тяжело болел и не выходил из мастерской. Я привожу эту картину как иллюстрацию, потому что фон здесь играет активную роль в сюжете. Именно фон погружает и персонажа, и зрителя в атмосферу бара. Интересно, что фон написан не с натуры. То есть художник как бы освещал фон, опираясь на зрительную память. Что же на самом деле служит фоном в этой картине? Зеркало. «Магическое стекло», обладающее таинственной глубиной. Прием с зеркалом позволил создать сложную композицию, где фон настолько ярок и пространственен, что возникает эффект присутствия.

 

Фоновый свет

 

Например, меняя лишь степень освещенности фона, можно выделить передний план, заострив на нем внимание, а можно растворить объект в фоне.

Естественно, все это зависит от творческой задачи, которую поставил перед собой фотограф. В этюде освещение фона формально. Белый круг, нарисованный линзовым осветительным прибором на бумажном фоне, позволяет увидеть четкий графический силуэт. Вся работа построена на освещении фона. Свет на фоне задает и контраст изображения: черное и белое. Передний план не освещен. Фоновый свет определяет эстетику и жанр фотографии.

Освещение в композиции определяет ритмические отношения световых пятен и теней. Свет, падающий на стену, усиливает ощущение движения. Скользящий световой поток выявляет фактуру стены, подчеркивая материальность. Фон перестает быть фоном, чем-то второстепенным. Он активен, он создает эстетику кадра.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..