Философ Франц Фанон

И первая из проблем, на которую откликнулось кино, была проблема соотношения традиционной и европейской культуры, их сочетания и взаимодействия, ибо вопросы культуры молодых стран невозможно решать, прибегая только к традициям. Необходима хотя бы попытка показать синтез национальных традиций и европейского влияния. Показ этого синтеза и является одной из важнейших задач, стоящих перед кино Африки.

В период реабилитации культуры африканского мира на кино легла особая задача: показать реакцию африканцев на вступление в эпоху техники, их влечение к новым формам жизни и тревогу по поводу своей слаборазвитости, их стремление как ассимилироваться, слиться с европейской культурой, так и найти прибежище в мире традиций и природы.

Философ Франц Фанон, чьи идеи продолжают волновать африканскую интеллигенцию, в книге «Проклятые земли» говорит, что развитие африканского интеллектуала проходит три стадии: 1) интеллектуал пытается ассимилировать культуру колониального Запада и приобщиться к западному образу жизни; 2) отброшенный Западом, он в отчаянии обращается тогда к культуре своего народа и даже пытается «жадно глотать» явно негативные стороны этой культуры; 3) когда же ему не удается слиться с этой культурой, от которой он уже частично отошел, африканский интеллектуал превращается в «будителя народа».

Классификацию Фанона подтверждают многие произведения африканского кино.

«Проблема мучительного выбора, особенно перед той частью интеллигенции, которая отдает себе отчет в своей принадлежности к африканской культуре»10, создала целое направление в африканском кино. Режиссеры, жившие или учившиеся в Европе, не раз ставили вопрос о соотношении Двух культур – европейской и африканской и о противоречивой дилемме «традиция – современность».