Доктрина негритюда

Доктрина негритюда дала себя знать и в «Чемодане Мака-Кули» М. Тиама, и в картине П. Вьера о национальном виде спортивной борьбы «Ламб» (1963), и в картине Ива Дианя «Делу Тиоссан» («Возвращение к истокам», 1966), где почти с мистическим восторгом комментируются изображения скульптур и ритуальных масок.

В книге «Кино нашего времени» Б. Михалек приводит слова итальянского критика Франческо Кальдероне: «Эти фильмы доказали только одно – культурную пустоту, опасную тенденцию маскировки с помощью этнических мифов и путаных идей популизма». Согласимся с этой резкой, но справедливой оценкой.

О подлинных противоречиях, вызванных вторжением современной цивилизации, говорит полнометражная картина габонца Филиппа Мори «Тамтамы умолкли» (1972). Это поэтическое произведение с точным ощущением социальных проблем. Автор не любуется национальной экзотикой, не идеализирует обычаи и моральные нормы патриархальной общины, не противопоставляет современной цивилизации примитивный рай прошлого. Он пытается лишь передать свою боль о том, что научно-индустриальный век, позволивший Черной Африке пойти по пути прогресса, принес чуждую простым африканцам буржуазную мораль. Тонкими художественными средствами он доносит эту свою боль до зрителей. Мори исследует драму людей, вырванных из родной среды и не сумевших ассимилироваться в новой.

Резчик масок Абрахам (его играет сам режиссер) соблазнил жену своего дяди Сесиль. Узнав об этом, дядя, как того требует обычай, хочет убить любовников. Их спасает тетка Ада  первая жена дяди: с ее помощью любовники убегают из деревни и добираются до города, где живет сестра Абрахама Жози – эмансипированная женщина, свободная от традиционных представлений, принявшая за цивилизацию испорченность городской жизни. Сесиль старается походить на нее, все больше отходит от традиций и постепенно привыкает к той легкой жизни, какой живет Жози. В одном из эпизодов Жози приглашает с собой Сесиль на пляж – загорать. «Зачем? – удивляется Сесиль.- Это нужно белым женщинам, а у нас и так черная кожа». «Если ты хочешь жить так же, как белые, то должна делать все, как они»,  отвечает Жози.