Диагонально направленное освещение

Диагонально направленное освещение

Эта схема освещения предполагает расположение источника рисующего света выше и под углом к объекту съемки.

Определяя высоту и расположение прибора рисующего света, прежде всего надо исходить из индивидуальных особенностей лица, которое вы хотите запечатлеть. Для каждого лица должен быть установлен свой свет. Внутри схемы можно и должно найти совершенно определенное место для прибора рисующего света. Конкретная схема освещения, установленная на определенное лицо, может не подойти (да и не должна подходить) к другому лицу. Начиная работу с рисующим светом, внимательно следите за образованием светотени на лице, за тем, как свет лепит формулица. Посмотрите, как изменяются тени в зависимости от высоты осветительного прибора. Падающая тень от носа подчеркивает его длину, что не всегда хорошо. Попробуйте поработать с прибором рисующего света и расположить его так, чтобы светотеневой рисунок не деформировал лица модели, чтобы выявил объем лица и подчеркнул его индивидуальные особенности.

Давайте вспомним, что задача в освещении портрета состоит не только в том, чтобы передать внешние признаки лица: форму, объем, фактуру. Главное — это выявить в портрете характер или одну из особенностей характера, добиться определенной реакции зрителя.

Распространение светового потока слева направо воспринимается более органично, чем справа налево. Этот эффект связан с системой чтения в европейской культуре. Рисующий свет, падающий слева, следует движению взгляда, помогая читать композицию. Если рисующий свет распространяется справа налево, он будет встречать взгляд зрителя. Возникнет некоторое сопротивление, зритель окажется вынужден прилагать дополнительные усилия для исследования композиции.

Любая композиция исследуется зрителем так: световые пятна — как они расположены, как соотносятся по площади, насколько глубоки тени и т. д. Результат исследования может быть мгновенным: нравится — не нравится. Но кажущаяся быстрота получения результата не отменяет сути процесса. Диагонально направленный свет создает на объекте динамичный светотеневой рисунок. Фотограф может подчеркнуть внутреннее движение, увеличивая или уменьшая разницу между светлыми участками и тенями, изменяя угол падения потока рисующего света… Сейчас должна была бы последовать фраза: …но не гонитесь за внешними эффектами. Помните, светом и цветом выражают внутреннее состояние модели и т. п. Все это, конечно, так. Все правильно. И тем не менее довольно часто именно внешние эффекты и призваны создавать глубину задуманного образа.

 

Диагонально направленное освещение в фотопортрете часто называют классическим. Термин имеет живописные корни. Веками художники писали портреты, используя именно эту схему освещения. Справедливости ради надо заметить, что она не была единственной и не обладала никакими преимуществами по сравнению с другими схемами, применявшимися в живописи.

Диагонально направленное освещение используется не только в портрете.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..