Деталь

Деталь

Деталь — очень крупное изображение части целого. Такая крупность может нести чисто информационную нагрузку, а может быть и самоценной.

Я взял рваную шляпу и уныло повертел ее в руках. Самая обыкновенная черная шляпа. Жесткая, сильно поношенная. Шелковая подкладка была некогда красной, но теперь полиняла… На полях я заметил дырочку для придерживавшей шляпу резинки, но резинки не оказалось. Вообще шляпа была рваная, грязная, покрытая пятнами. Впрочем, заметны были попытки замазать эти пятна чернилами.

— Я ничего в ней не вижу, — сказал я, возвращая шляпу Холмсу.

— Конечно, не все в ней достаточно ясно, — заметил он, — но кое-что можно установить наверняка, а кое-что можно предположить с достаточной долей вероятия. Совершенно очевидно, например, что владелец ее — человек большого ума и что три года назад у него были деньги, а теперь настали для него черные дни. Он всегда был очень предусмотрителен, всегда заботился о завтрашнем дне, а сейчас немного опустился. Так как благосостояние его тоже упало, мы вправе предположить, что он пристрастился к какому-нибудь пороку, быть может, к пьянству. По-видимому, из-за этого и жена разлюбила его… (А. Конан Дойл, Записки о Шерлоке Холмсе).

 

Как много рассказала старая шляпа Шерлоку Холмсу!

Деталь — изображение целого через частное. Изображение целого можно понимать как метафору, как умозрительное представление о целом, а можно и буквально, в виде изображения в изображении. Предположим, если в маленьком стеклянном шарике или в хромированной поверхности кофейной ложечки отражается интерьер, то это и будет передачей информации о целом через деталь. Судить о целом придется исходя из физического состояния детали: деталь покрыта следами ржавчины, деформирована или это новая вещь без изъянов.

Деталь может нести на себе отпечаток чего-то большего, не связанного непосредственно с конкретным изображением. Деталь превращается в знак. Наиболее часто используемый прием в искусстве, чтобы показать время, — изображение часов. Сам часовой механизм с понятием время никак не связан. Часы солнечные, водяные, песочные, механические, электронные — все это устройства для измерения расстояния, а не движения времени. Сальвадору Дали, чтобы передать ощущение текучести времени, пришлось деформировать изображение часов, создать изображение циферблата. Текучесть формы, ее непостоянство, вечное движение и изменение позволили представить время как постоянную величину (кстати, картина так и называется — Постоянство времени), как категорию, находясь в которой все подвержено изменению.

Работа с этой крупностью при кажущейся простоте требует вдумчивого отношения, глубоких знаний того целого, ощущение от которого должна будет нести в себе деталь.

Как и любая другая крупность, деталь не всегда имеет философскую или знаковую нагрузку. Она может, например, рассматриваться как декоративная композиция. Но в любом случае выбор объекта в этой крупности предполагает активное выделение из среды какой-либо ее части, и все внимание зрителя будет сфокусировано в этой точке. Окружение перестает существовать. Свой выбор фотограф должен обосновать, это ответственный момент. Может быть, более ответственный, чем при выборе любой другой крупности. Если в пейзаже на общем плане можно спрятать неумение выбрать объект за количеством деревьев в кадре, то деталь не прощает неточности в выборе объекта съемки.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FotoStar-Pro - все  профессионально и качественно..