Демонстрация внешних примет контраста кино

Неоколониализм и его прислужники. Другую, значительно большую группу, составляют произведения, авторы которых ищут свое место в революционной борьбе на самом африканском континенте, обличают буржуазный, капиталистический путь общественного и экономического развития в послеколониальный период.

В нигерийском полнометражном фильме по пьесе Воле Шоинка «Жатва Конги», экранизированной в 1971 году американским режиссером негром Осей Дэвисом, показан конфликт между традиционным правлением с помощью племенных вождей и новой формой власти – военной диктатурой. Это политический фарс, в который включены реакционный заговор и бегство из тюрьмы, смертная казнь и самоубийство, где действуют феодальный вождь Аба и ультрасовременный министр Конги. Пожалуй, острие сатиры больше направлено против Конги, поскольку время Абы исторически истекло. Фразеология Конги характерна для многих африканских политиканов. Военный диктатор, оторванный от реальной жизни, позер, произносящий пустые и многословные речи, которые пишут за него секретари, почему-то называет себя социалистом.

Социальное неравенство, все увеличивающийся разрыв в уровне жизни населения тема все большего числа африканских фильмов. Документальными кадрами, показывающими контраст богатства и нищеты Сенегала, кончается фильм Т. Ава «Для тех, кто знает» (1968) и начинается «Город контрастов» (1969) Джибрила Диопа. В последней картине – это контраст между великолепием дакарского центра и хижинами на окраинах, сколоченными из кусков жести и фанеры.

От демонстрации внешних примет контраста кино переходит к показу пороков самих норм социальной жизни. В короткометражке М. Траоре «Ад дураков» (1969)-два сенегальских студента в Париже. Один – из обеспеченной семьи, другой – сын бедняка. Первый почти не занимается, весело проводит время, однако, по возвращении, именно ему, а не его более трудолюбивому и лучше подготовленному коллеге предназначается высокий пост. Посты распределяются по связям, дело решает протекция, классовые мотивы.